Гурова Галина Владимировна
Методика словарной работы с детьми 4–5 лет в соответствии с ФОП ДО
▼ Скачать +Заказ
Основные задачи образовательной работы по формированию словаря в соответствии с ФОП ДО для детей 4–5 лет:
В среднем дошкольном возрасте наблюдается подъем интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах (так называемый возраст «почемучек»). Словарь детей увеличивается до 2500 – 3000 слов. Рост словаря отстает от роста представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарем. Отсюда обилие в речи детей указательных местоимений и наречий (тот, этот, туда, такой).
Обогащение словаря:
вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, трудовые действия;
Публикация «Методика словарной работы с детьми 4–5 лет в соответствии с ФОП ДО» размещена в разделах
учить детей определять и называть местоположение предмета, время суток, характеризовать состояние и настроение людей;
употреблять слова-синонимы и слова-антонимы.
Активизация словаря:
закреплять у детей умения использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребительные глаголы, наречия и предлоги;
учить употреблять существительные с обобщающим значением;
формировать у детей умение использовать в речи названия предметов и материалов, из которых они изготовлены, названия живых существ и сред их обитания, некоторые трудовые процессы, слова, обозначающие части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества.
Планируемые результаты по словарной работе
К пяти годам:
- ребёнок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по предложению педагога может договориться с детьми;
- ребёнок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые формы объяснительной речи, речевые контакты становятся более длительными и активными;
- ребёнок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан;
- ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией;
- ребёнок активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия; объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков;
- ребёнок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает попытки сделать логические выводы;
- ребёнок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях, достижениях, семье, семейном быте, традициях;
- ребёнок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу игры, …., активно включается в ролевой диалог, … ;
- ребёнок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия» в режиссерских играх.
Развивающая среда
Одним из важнейших условий полноценного развития словарного запаса детей является создание предметно-развивающей среды. Познавая что-то новое, ребенок расширяет свои представления об окружающем, в следствие чего расширяется и активизируется словарь ребенка. В средней группе создана естественная, уютная, обстановку, насыщенная разнообразными дидактическими средствами и игровым, иллюстративным материалом. Развивающая среда создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, в естественной обстановке живой разговорной речи.
Методы и приёмы словарной работы
Я использую в работе различные методы и приёмы по обогащению и активизации словаря:
- словесные (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, вопрос);
- наглядные (показ иллюстративного материала, картин, предметов, образца способов действия);
- игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у детей интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Для речевого развития используются все виды игровой деятельности:
- творческие ролевые игры,
- игры - драматизации,
- подвижные игры,
- дидактические и настольно-печатные игры и др.
Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему разных видов детской деятельности
Словарная работа в детском саду осуществляется не только во всех видах непосредственной образовательной деятельности с детьми, но и в режимных моментах, трудовой, игровой деятельности, активном отдыхе, в самостоятельной деятельности, при выполнении физических упражнений и на утренней зарядке, гимнастике после сна, на прогулке и т. д.
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к содержанию и формам работы с детьми, ведущего вида деятельности дошкольников – игровой, применение дидактических игр и речевых упражнений является наиболее эффективным методом формирования словаря дошкольников. Системная работа по развитию словаря посредством дидактических игр должна проводиться в ходе любой деятельности ребенка. Игры используются как в индивидуальной форме с отдельными детьми, так и с группой детей.
В игре дети закрепляют и уточняют словарь, упражняются в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих.
Словесные игры
Словесные игры сильно влияют на увеличение слов, которые ребёнок в дальнейшем будет использовать их в своей повседневной речи. Играть можно практически в любом месте.
Игры «Мяч бросай, слово называй», «Я знаю 5».
Варианты игр с мячом
В играх «Рыболов», «Охотник», «Пастух», «Рыба, птица, зверь» закрепляются в активном словаре существительные по темам «Рыбы», «Птицы», «Звери», «Домашние животные».
Игра «Мы по кругу идём и с собою берём». Цель: активизировать словарь за счёт слов, обозначающих свойства предметов окружающего мира, обобщающих слов. Игра «Съедобное – несъедобное». Цель: активизировать и уточнить словарь детей.
Игра «Сделай». Цель: закреплять умение употреблять глаголы в повелительном наклонении. Игра «Мы не скажем, а покажем. Цель: закреплять в активном словаре слова, обозначающих трудовые и бытовые действия.
В речевом уголке оформлен стенд «Гусеница», подобраны наборы картинок по разным темам и картотека игр. В кармашки мы помещаем картинки по лексической теме, над которой работаем в данное время и проводим речевые упражнения для расширения, закрепления, активизации словарного запаса.
Речевые упражнения:
«Назови предмет»
«Четвёртый лишний»
«Назови одним словом»
«Найди детёныша животного»
«Ходит, летает, ползает»
«Что делает?»
«Подбери словечко»
«Найди предмет по цвету, форме»
«Что изменилось?»
«Что растёт в саду, в огороде?»
В упражнениях «Найди детёныша животного»., «Накроем стол» закрепляется умение дошкольников употреблять в речи слова, обозначающие животных и их детёнышей, предметы посуды. А упражнения «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» направлены на обучение детей применять обобщающие слова.
Дидактические игры
Многие игры и пособия изготовлены своими руками. С помощью «Речевых часов» провожу игры «Назови предмет», «Назови одним словом», «Какой, какая?», «Что из чего приготовили?» Цель: активизировать словарь за счёт существительных, обозначающих названия фруктов, овощей, прилагательных, обозначающих признаки и свойства, обобщающих слов. Расширять словарь за счёт прилагательных, образованных от существительных.
Игра «Кто как разговаривает?» направлена на активизацию словаря за счёт существительных, обозначающих названия домашних животных, глаголов, обозначающих, как животное подаёт голос. Игры «Назови картинку и расскажи стихотворение», «Загадки и отгадки» Цель: активизировать словарь за счёт существительных, прилагательных, глаголов, обозначающих предметы окружающего мира, их свойства и действия.
Игра «Кто что делает?» Цель: расширять, активизировать словарь за счёт глаголов, обозначающих бытовые действия. Игра «Чудесный мешочек». Цель: закреплять умения узнавать на ощупь предмет и называть его признаки.
Игры «Хоккеисты», «Выложи узор», «Укрась коврик». Цель: учить определять и называть местоположение предмета (слева, справа, в середине, вверху, внизу, около, между).
Настольно-печатные игры
Использование настольно-печатных игр помогает поддержать интерес детей к окружающему миру, способствуют постепенному знакомству с трудом людей, с миром животных, растений, с явлениями неживой природы, увеличению и систематизированию запаса их знаний, развивает и обогащает речь.
В игре «Машины» обогащаем словарь детей за счёт существительных, обозначающих названия машин: «автобус», «трамвай», «подъёмный кран». В игре «Профессии» обогащаем словарь детей за счёт существительных, обозначающих названия профессий, инструментов и глаголов, обозначающих трудовые действия: «пожарный», «строитель», «тушит», «строит».
В играх «Признаки», «Свойства» дошкольники учатся называть одинаковые признаки и свойства у разных предметов и объединять их. Например, «ель, кактус, ёж, роза» – «колючие»; «самолёт, ракета», птица», «жук» – «летают».
В играх «Противоположности», «Подходит-не подходит» дети учатся подбирать слова-антонимы к прилагательным: «худой-толстый», короткий-длинный», к наречиям «холодно-жарко», глаголам «открыть-закрыть». В игре «Найди отличия» дети называют отличительные признаки предметов на картинках: цвет, размер, недостающие детали.
В игре «Предлоги» у детей формируем умение использовать в речи предлоги «с», «за», «над», «из». В игре «Что из чего состоит?» формируем умение использовать в речи названия предметов и материалов, из которых они изготовлены: «стеклянный стакан», «деревянный стол».
В играх «Мы играем в магазин», «Твой дом» у детей активизируем словарь за счёт слов, обозначающих предметы окружающего мира, закрепляем умение употреблять обобщающие слова: «пианино», «барабан», «гармошка» – «музыкальные инструменты», «туфли», «ботинки», «сапоги» – «обувь».
В игре «Оденем куклу для прогулки» активизируется и обогащается словарь детей за счёт существительных, обозначающих названия предметов одежды, времён года: «свитер», «куртка», «брюки», «осень», «зима». В игре «Целое и части» у детей закрепляются умения использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов: «дом» – «стены», «крыша», «окна», «двери».
В игре «Времена года» у воспитанников активизируется словарь за счёт слов, обозначающих названия времён года, сезонных явлений, действий людей и животных: «осень», «листопад», «строят норы», «сбор урожая». В игре «Мой день» у детей активизируется словарь за счёт слов, обозначающих части суток, действий людей: «утро», «день», «вечер», «ночь», «завтракать», «делать зарядку».
При организации словарной работы использую технологию Лэпбук по разным лексическим темам.
Таким образом, словесные, настольно-печатные, дидактические игры и упражнения, лэпбуки являются одним из средств формирования словаря детей 4-5 лет.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Только у ребёнка, обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь.