МААМ-картинки

Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Айгуль Ахметова
Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. В этом плане эффективным пособием является логический набор Золтана Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики, но и даёт ему возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.

Публикация «Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем. Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная, 3 цвета (красный, жёлтый и синий, 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы). Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним свойством.

Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить дошкольников с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.

Золтан Дьенеш выделял 6 стадий освоения математики — от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.

Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом. Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.

Достоинство методики в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Дошкольник даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.

Однако находятся взрослые, которые считают теорию Дьенеша сложной и не вполне доступной детскому восприятию. В качестве недостатков набора логических блоков выделяют следующие :

• недостаточное цветовое разнообразие;

• некорректное понятие толщины (ведь среди фигур нет плоских, а есть только более или менее объёмные);

• детям старшего дошкольного возраста для занятий порой недостаточно одного комплекта блоков;

• в продаже в свободном доступе нет альбомов с упражнениями по методике Дьенеша.

Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие интегрированные задачи :

Образовательные: закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах; накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине; совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации; формирование основ алгоритмического мышления.

Развивающие : совершенствование памяти, воображения, внимания, творческих способностей;

Воспитательные: воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.

Работа по знакомству с блоками начинается ещё во второй младшей группе, где малыши выделяют один признак предмета. В средней группе задания усложняются, появляются карточки-символы, с помощью которых дети выбирают необходимые фигуры. А какие же игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте можно использовать?

Дети старшего дошкольного возраста в состоянии оперировать сразу несколькими свойствами предмета. У них развито образное мышление и они способны разгадывать загадки, читать символы, заниматься кодировкой и раскодировкой. Дошкольники с удовольствием играют и выполняют упражнения с блоками Дьенеша.

Дидактическая игра «Отгадай загадку»

На поле из 3 или 4 частей, в зависимости от уровня подготовленности детей, выкладывают символы фигур, при этом последнее окошко остаётся для отгадки. Например, на поле выкладываем знаки: круг, толстая, большая, синяя. В ответе ребёнок положит синий большой толстый круг. Наиболее сложный вариант этой игры с отрицанием 1, 2, или 3 признаков.

Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Игра очень увлекательна и дети старшего дошкольного возраста могут в неё играть целыми компаниями, а потом проверять друг друга. В каждой квартире нужно поселить жильца, опираясь на его признаки (цвет, форму, размер и толщину). Например, на первом этаже живёт синий, толстый жилец, а на втором — красный, не толстый, но квадратный, на третьем — не синий, немаленький, круглый и тонкий. Домики разработаны для детей с разным уровнем подготовленности, где необходимо учитывать 2-4 признака, использовать отрицания.

Особый раздел в методике Дьенеша отведен играм с обручами, которые так же начинаются с выполнения простых заданий и постепенно усложняются, позволяя педагогу развивать аналитическое мышление, гибкость ума и быстроту реакции у будущих школьников.

Игра с одним обручем

На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча — все красные блоки, а вне обруча — все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные). Верен именно такой ответ, т. к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним словом фигуры вне обруча.

Игра с двумя обручами

На полу два разноцветных обруча (синий и красный, обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча, внутри красного обруча, внутри обоих обручей, вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего, вне синего и красного обручей. Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча — все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса: Какие блоки лежат внутри обоих обручей? Внутри синего, но вне красного обруча? Внутри красного, но вне синего? Вне обоих обручей? Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств — формы и цвета.

Игра с тремя обручами

В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трём свойствам. Ведущий кладёт на пол три разноцветных (красный, синий, жёлтый) обруча так, как показано на рисунке, т. е. чтобы образовалось 8 областей. После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трёх обручей, внутри красного и синего, но вне жёлтого и т. д., предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего — все квадратные, а внутри жёлтого — все большие. После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов: Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей? Какие блоки лежат внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча? Какие блоки лежат внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча? Какие блоки лежат внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча? Какие блоки лежат внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча? Какие блоки лежат внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча? Какие блоки лежат внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча? Какие блоки лежат вне всех трёх обручей? В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

Логические блоки Дьенеша — эффективное пособие для разностороннего развития дошкольника. Этот, казалось бы, обычный набор геометрических фигур помогает совершенствовать умственные и творческие способности ребёнка. На основе этих фигур можно предлагать ребятам множество вариантов игр (дидактических, сюжетно-ролевых, спортивных) с увлекательным сюжетом и различными задачами. Если педагог будет заниматься по методике Дьенеша регулярно, то результат не заставит себя долго ждать. А вариативность игр с блоками позволяет использовать их в любое время, реализуя при этом индивидуальный подход.

Публикации по теме:

Использование блоков Золтана Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста 2 слайд Представляю презентацию практических достижений своей профессиональной деятельности на тему: «Использование блоков Золтана Дьенеша.

Дидактическая игра с использованием логических блоков Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста «Всему своё место» Дидактическая игра с использованием логических блоков Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста по формированию у детей представлений.

Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста Доклад «Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста» В дошкольной педагогике существует множество разнообразных.

Использование блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №6 Буратино" Ханты - Мансийский автономный округ- Югра город.

Использование блоков Дьенеша как метод развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста Использование инновационных игровых технологий — блоков Дьенеша, как метод развития логико — матем. представлений у детей Дошкольное образование.

Использование коврографа как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста В настоящее время актуальным становится вопрос интеллектуального развития дошкольников. Ведь основные качества характера, принципы развития.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша» Мастер-класс по теме: «Игры на развитие логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша» Название: использование методического.

Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей» МУНИЦИПАЛОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕИЕ «ОКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» Методические рекомендации «Использование блоков.

Развитие мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием математических блоков З. Дьенеша Развитие мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием математических блоков З. Дьенеша. «Мышление начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2019 в 08:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Айгуль Ахметова (УИ 255210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД