Галина Егорычева
Физическая готовность детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: информирование родителей в вопросах подготовки ребенка к школе.
Задачи:
• помочь родителям в правильной организации работы по подготовке ребенка к обучению в школе;
• повышать педагогическую культуру родителей;
• вызвать заинтересованность родителей к вопросу подготовки ребенка к школе.
Ход выступления.
Добрый вечер, уважаемые папы и мамы!! Мы благодарим Вас, что вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады всех вас видеть. Сегодня мы с Вами собрались, для того, чтобы поговорить о подготовке детей к школе.
Публикация «Физическая готовность детей к школе» размещена в разделах
Как быстро летит время! Еще совсем недавно Вы проводили бессонные ночи над детской кроваткой, делали с ребенком первые шаги, отвечали на бесконечные «почему», долгие часы проводили за чтением детских книжек вслух, радовались всему новому, что появлялось у малыша. И вот случилось:«ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ!»
-Ура! Мне уже 6 лет! – радуется ребенок.
-Ужас! Ему уже шесть лет,- хватаются за голову родители.
-Почему? Причина одна – скоро в школу. Ребенок счастлив: он будет школьником, то есть уже человеком взрослым. Его никто не будет укладывать днем спать! Ему купят настоящий портфель! И он не просто летом поедет в гости к бабушке и дедушке в деревню, а поедет на каникулы!
Что такое готовность к школе?
Готовность ребенка к школе – это комплекс качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Это и физическая, психологическая, педагогическая готовность к обучению.
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Меняется его социальная роль: был дошкольником, станет школьником.
Каждый ребенок проходит период адаптации к школе, приспосабливается к новому режиму дня, социальной среде, новой деятельности, социальной роли, требованиям.
Залогом успешной адаптации к школе является готовность ребенка к обучению!
Для этого необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие ребёнка и взрослого.
Что по вашему мнению,что является главным в подготовке ребенка к школе, чтобы он стал успешным. (Мнения родителей)
Часто родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем с учебой не будет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.
Итак, мне хотелось бы наиболее глубоко остановиться на теме: «Физическая готовность ребёнка к школе». Что же это такое?
Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Раннее обучение в школе и повышенные школьные нагрузки также противопоказаны детям, страдающим различными хроническими заболеваниями и имеющим выраженные отклонения здоровья.
Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.
Оценивая уровень физиологической готовности будущего ученика, важно обращать внимание на наличие следующих факторов в истории развития реб нка: наличие хронических заболеваний, частота заболеваний, и подверженность реб нка сезонным инфекциям; неблагополучное течение беременности и родов у мамы. При наличии факторов риска необходимо дополнительное обследование реб нка для принятия решения о сроках начала обучения и выборе учебной программы. Если же состояние здоровья и физические возможности реб нка не учитываются, то это может не только привести к осложнениям периода школьной адаптации, но и нанести серь зный вред состоянию реб нка, вызвать негативное эмоциональное отношение к учению и школе. Таким образом, при оценке физиологической готовности к школе, важно учитывать показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) и состояние здоровья реб нка. В случае, если прогноз неблагополучен, рекомендуется начать обучение как можно позже и выбрать программу обучения, которая соответствует возможностям самого реб нка и не потребует от его организма чрезмерных энергетических затрат.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду и в семье будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.
Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - это факторы значительного напряжения нервной системы детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом.
Безусловно необходимо уделить внимание соблюдению режима дня. Особенно это касается детей, не посещавших ДОУ. Если ребёнок не приучен ложиться и вставать в одно и то же время, ему крайне тяжело «включиться» в работу в классе, слушать и запоминать учебный материал. Нередко такие дети быстро теряют интерес к учёбе, переходят в разряд неуспевающих, и, если проблема не решается в ближайшее время, способны даже к отставанию в умственном развитии, не имея до этого никаких отклонений от возрастной нормы.
Важно также сбалансированное питание, чтобы ребёнок вовремя принимал пищу, соблюдал гигиенические требования, обязательно проводил не меньше 1 часа на свежем воздухе, меньше времени проводил за игрой в компьютерные игры, просмотром телепередач. Необходимо помнить, что физически здоровый ребёнок способен легче справляться с учебными нагрузками.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении включает в себя:
• систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю;
• физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, упражнения после сна, закаливание, физические упражнения и подвижные игры на прогулках.);
• физкультурные досуги, праздники, дни здоровья. Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.
Вместе с организованными формами физического воспитания большое внимание в дошкольном учреждении уделяется самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности детей в активных движениях.
Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к занятиям физичкой культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность.
Большую роль в подготовке детей к школе играют спортивные игры -баскетбол, волейбол,футбол и теннис. Все они имеют одну общую особенность - взаимодействие с мячом. Мяч имеет форму шара. Никакое другое тело не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, которое дает полноту ощущения формы. Шар оптимально задействует все анализаторы. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются в работу при выполнении упражнений с мячом, усиливают эффект положительного воздействия на совершенствование точных движений рук и пальцев.
Используя элементы спортивных игр на занятиях, прогулке, самостоятельной двигательной деятельности дети привыкают к работе с мячами разных размеров, форм и текстур поверхностей, что развивает мелкую моторику рук. Так обучая игре в баскетбол, можно использовать при броске в корзину не только мяч, но и мешочки с песком, кубики. При обучении игре в теннис рекомендуется отбивать мяч ракеткой об пол, стену. В играх с мячом дети выполняют упражнения правой и левой рукой поочередно, вместе, что стимулирует развитие обеих рук.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе.
Для физической подготовки ребенка к школе имеет большое значение: *хорошее состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие;
*закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; *правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем;
* успешное овладение всеми видами основных движений;
* развитая мелкая моторика руки;
* овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.
Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе.
«Любите своих детей и помогайте им. Дети – это самое дорогое, что у Вас есть.»