Екатерина Парфенова
Выступление на родительском собрании «Развитие речи у детей раннего возраста в процессе восприятия фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОЛЬКЛОРА.
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить, понимать речь окружающих. Через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребёнок научится выражать свои мысли.
Публикация «Выступление на родительском собрании „Развитие речи у детей раннего возраста в процессе восприятия фольклора“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
С самого рождения детей окружают звуки родного языка, облаченные в разные формы фольклора. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с другими формами литературы, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы. И не зря, ведь фольклор - означает народная мудрость, поэзия и культура народов. И эпические сказания, и короткие пословицы – отражение народных понятий об окружающей природе, об исторических событиях, о духовном и материальном. Фольклор имеет также выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей, было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем.
Занятия с использованием русского фольклора прежде всего следует рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Здесь мы говорим не только о занятиях в стенах детского сада, но и о простом прочтении народных сказок или пении колыбельных нашим малышам в семье, дома. Важно учитывать, что наиболее доступными для восприятия детей являются короткие и простые произведения детского фольклора, в содержание которых включены предметы и явления из окружающего мира ребенка.
Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. У детей в этом возрасте проявляется интерес к рассматриванию картинок, стихам, песням и сказкам. Они начинают эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства, с пониманием следят за действиями героев кукольного театра, проявляют желание сами участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх. Безусловно, все эти особенности необходимо активно использовать в ежедневном общении с ребенком, в организации образовательного процесса. Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста помогает им овладевать первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой работы: понимание, пересказ, описание картинок, отгадывание загадок, договаривание и пр.
Малые формы фольклора - это небольшие по объёму фольклорные произведения (потешки, заклички, припевки, прибаутки, игры-забавы). Они выполняют существенную роль в процессе развития речи детей. Если ребёнку систематически рассказывают сказки, потешки, прибаутки и т. д. у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги.
Задача педагога и родителя при использовании фольклора в работе с детьми – прививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность.
Сегодня на полках книжных магазинов и в интернете можно найти очень много книг, содержащих потешки, прибаутки, считалки, небылицы, игры (в том числе пальчиковые). Как правило, эти книги красочно оформлены, украшены картинками. И не зря, ведь слуховое восприятие идет неразрывно со зрительным. Таким образом, современные малыши имеют прекрасную возможность рано научиться говорить правильно, иметь богатый словарный запас и образное мышление.