светлана муллаярова
Опыт работы на тему «Организация преемственности между группами раннего возраста и дошкольными группами ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на РМО на тему «Организация преемственности между группами раннего возраста и дошкольными группами ДОО»
Добрый день, уважаемые коллеги.
Проблема преемственности между разными этапами образования и адаптации детей, переходящих из одной ступени образования в другую является актуальной.
Переходя из группы раннего возраста в - дошкольную, детям приходится преодолевать трудности привыкания к новым условиям жизни, новым требованиям, воспитателям, детям, обстановке вокруг.
Публикация «Опыт работы на тему „Организация преемственности между группами раннего возраста и дошкольными группами ДОО“» размещена в разделах
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникают противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды, а усиление образовательной нагрузки и вовсе чревато болезнями и эмоциональными стрессами, как у детей, так и у родителей.
В настоящее время ФГОС дошкольного образования направлен на:
• «сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования»;
• «обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней».
Одним из путей решения проблемы преемственности в деятельности нашего ДОУ является организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей раннего возраста, дошкольных групп с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста отвечает единым требованиям, а именно:
• доступная (все материалы в нашей группе, необходимые для деятельности детей находятся на их уровне и имеют беспрепятственный доступ);
• содержательно насыщенная (реализуя тематические проекты мы пополняем среду новыми актуальными игровыми и обучающими материалами, которые помогают детям);
• трансформируемая;
• полифункциональная;
• вариативная (все материалы и игровое оборудование в группе соответствует индивидуальным, возрастным особенностям детей и удовлетворяют их потребности);
• безопасная.
Помещение группы раннего возраста (соответственно, как и в дошкольных группах) поделено на центры активности: центр движения, центр песка и воды, центр природы, центр строительства, центр книги, центр сюжетно – ролевой игры, центр сенсорики.
Их наличие и названия соответствуют возрастным особенностям детей (так, например, «центр грамоты» в старшей группе соответствует «центру книги» в группе детей раннего возраста, а «центр математики» - «центру сенсорики», «центр науки» - «центру природы» и др.).
Центры активности оснащены разнообразным традиционным и нетрадиционным игровым материалом, который обеспечивает:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Реализуя тематические проекты, мы также обеспечиваем единое образовательное пространство и воспитательную среду при переходе детей по ступеням образования, это достигается через единство форм организации совместной деятельности детей и взрослого.
В течение года организуем «Дни знакомства», когда мы с воспитанниками ходим в гости к детям и воспитателям старшей разновозрастной группы с целью знакомства с новым помещением, обстановкой, воспитателями, детьми и др.
Также нами практикуется посещение праздников – развлечений, организованных для детей дошкольных групп.
Знакомство с детками дошкольных групп осуществляется в ходе прогулок, театрализованных представлений (которые приготовили дети дошкольных групп) и др. мероприятий.
Таким образом, все мероприятия направлены на сокращение периода адаптации детей, с целью их скорейшего включения в выполнение намеченных программ и планов, создание максимально благоприятных условий для самореализации личности ребенка посредством установления преемственных связей, соединяющих воспитание и обучение в целостный педагогический процесс, непрерывности образования.
Если говорить о старшей разновозрастной группе, то ее посещают дети 3 –х возрастов – это средняя подгруппа, старшая и подготовительная подгруппы.
Нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов : ребенку проще перенять навыки деятельности у другого ребенка, чем у взрослого, поэтому дети средней подгруппы в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения.
Особенности работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста в разновозрастной группе нашего детского сада.
В старшей разновозрастной группе используем фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.
Нами отмечено, что наиболее эффективными являются сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальная организованная образовательная деятельность). Более общие учебные задачи лучше решаем на фронтальных ООД, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на ООД с одной подгруппой.
Организуя учебно-воспитательный процесс в старшей разновозрастной группе, задействуем каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.
Методика речевого развития дошкольников в старшей разновозрастной группе осуществляется по трем типам организованной образовательной деятельности: общегрупповые (фронтальные, групповые (подгруппы по одному возрасту) и индивидуальные.
Варианты проведения фронтального занятия:
1. Сначала занимаемся с одной возрастной подгруппой, и решаю специфические для данного возраста задачи, затем включается другая по возрасту подгруппа и решаются общие для всех детей задачи.
Например, занятие по развитию речи. Звуки Р-Л. Задача для 5 летних — воспитывать умение четко и правильно произносить звуки, различать на слух слова с ними; для 6-летних — определять место звука в слове, упражнять в подборе слов с данными звуками. В конце — проводится для всех игра.
3. Применяем и такую организацию образовательной деятельности, когда дети выполняют специфические для каждого возраста учебные задания. Например, рассказ по картине. Задача для детей 5 лет – формировать умение составлять рассказ из 2-3 предложений; для 6-летних — формировать умение составлять развернутый рассказ, при описании указывать место и время действия, используя различные типы предложений, продолжать учить выделять звуки в словах. На таких ООД практикуется дифференцированная постановка заданий: «Сейчас будут говорить только старшие, а кто помладше - послушают».
Или – 5-летние дети отгадывают загадки об овощах, 6-летние заняты самостоятельным придумыванием загадок на ту же тему.
Дошкольный возраст это один из самых важных периодов для развития речи детей. Это непрерывный процесс, который во многом зависит от работы воспитателя.
Работу по развитию речи детей нашей группы, строим по таким основным направлениям:
Работа с детьми.
Работа с родителями.
Работа с педагогическим коллективом.
Надо отметить, что дети, с которыми много и сознательно говорят взрослые, развиваются быстрее. Поэтому, мы, воспитатели должны находить возможность поговорить с каждым ребёнком. Недопустимо молчаливое общение с детьми во время их приёма, одевания на прогулку, прощания перед уходом домой. Необходимо также сопровождать общение во время всех режимных процессов, проговариванием потешек, прибауток, пословиц и поговорок, которые дети постепенно запоминают.
Отмечаем, что речь детей наиболее результативна, если разговор касается личных проблем ребёнка, домашних животных, обитателей леса, животных Африки, питомцев зоопарка, цирковых животных, героев передач для малышей и взрослых и др.
В начале учебного года, опираясь на результаты мониторинга, намечаем следующие задачи:
Воспитание правильного звукопроизношения
Так как большинство детей нашей группы имеют проблемы со звукопроизношением, даём рекомендации родителям обращаться к логопеду.
Несмотря на то, что в нашем саду нет такого специалиста, мы стараемся делать все, что зависит от нас, работая с детьми фронтально и индивидуально. Зная, что речь ребенка напрямую зависит от мелкой моторики, мы постоянно проводим с детьми различные пальчиковые игры, которые очень нравятся детям.
Для уточнения произношения звука предлагаем игры на звукоподражание и картинку-символ, с которой в дальнейшем будет соотноситься звук.
Выработке дикции также способствуют чтение стихотворений и инсценирование.
Все элементы интонации воспитываются в процессе чтения потешек, стихотворений, рассказывания сказок и в процессе инсценирования.
В связи с этим после знакомства со сказкой детям предлагаем работу по её драматизации с использованием простого реквизита: для Машеньки – платочек, для козляток – рожки из бумаги, для петушка – шапочка с раскрашенным бумажным гребешком, атрибуты кукольного театра: пальчиковые куклы, шапочки и костюмы персонажей любимых сказок.
В процессе работы, отметили, что наиболее сложно у детей формируются монологические высказывания описательного и повествовательного типов. Для успешного формирования монологической речи используем следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание, составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок.
При формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Выполнение этих задач возможно через ознакомление детей с искусством, художественной литературой, которые положительно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Ежедневно читаем детям различные художественные произведения, обсуждаем с детьми прочитанное, драматизируем их, пересказываем.
Работа с родителями.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад.
Систематически проводим беседы с родителями, анкетируем, даём консультации, рекомендации по развитию речи детей. Проводим групповое собрание. Показываем родителям фрагмент организованной образовательной деятельности по речевому развитию.
Стараемся, чтобы эти мероприятия были не разовые, проходили в системе, привлекались все родители. Это взаимодействие с семьями воспитанников дает свои положительные результаты в овладении речью детей, а самое главное, они становятся как для детей, так и для родителей обязательными, их они ждут, интересуются, активно участвуют.