Мария Исупова
Презентация «Художественная литература о воспитании детей в творчестве А. С. Макаренко»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 тема
Художественная литература о воспитании детей в творчестве А. С. Макаренко.
Слайд 2 - слова
Сегодня мне хотелось бы остановиться на творчестве Антона Семеновича Макаренко.
Слайд 3 – фото
Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 года в г Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами.
Публикация «Презентация „Художественная литература о воспитании детей в творчестве А, С, Макаренко“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Из-под его пера вышли, ставшие классикой, педагогические сочинения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и другие.
В литературе Макаренко раскрывает образ педагогов: в детском коллективе должны быть авторитетные, культурные, работоспособные, хорошие взрослые люди, только тогда может повысится культура детского коллектива. Слайд 4 - текст
Воспитание заключается в том, чтобы более взрослое поколение передало свой опыт, свои убеждения младшему поколению. Именно в этом и заключается активная роль педагогов.
Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими воспитанниками :
«Воспитатель — это, прежде всего член коллектива, а потом уже наставник и старший товарищ.»
«Я не считаю, - говорил Антон Семенович, - что нужно воспитывать отдельного человека…нужно воспитывать целый коллектив». Создание нравственного влияния коллектива на личность должна составлять основную установку воспитательной работы педагога.
Многое из того, о чём писал Макаренко в своих книгах, относится не только к школьному возрасту, но и к дошкольному, ведь успех воспитания определяется в младшем возрасте до 5 лет. слайд 5 - текст
Основная система воспитания Макаренко состоит в том, что надо изучать ребенка. Изучая ребенка, мы что то найдем, а из того, что мы найдем, сделаем выводы. Какие выводы? Выводы о том, что с этим ребенком нужно делать, какие методы и приемы найти к данному ребенку.
Метод работы с ребенком, метод воспитания выводится из изучения ребенка, при этом не всего детства в целом, а каждого отдельного ребенка.
Один ребенок оказался одним, его нужно так воспитывать, изучили другого – он оказался другим, его нужно воспитывать иначе, итак, сколько детей – столько методов и приемов воспитания нужно подбирать к каждому ребенку.
Большое внимание А. С. Макаренко уделял воспитанию чувства ответственности. Именно это чувство ответственности важно при подготовке к школе.
ФГОС дошкольного образования говорит о построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, то есть об индивидуализации образования, что особенно актуально в данное время. Слайд 6 – ФГОС
Умение говорить правильно и выразительно, умение жестом, мимикой, взглядом выразить свои чувства и отношения, умение управлять своим состоянием, видеть себя со стороны в значительной мере определяет успешность педагогического взаимодействия.
В детский сад приходят дети со своими интересами, характерами, не похожие друг на друга. Нужно понять каждого из них, разгадать загадку его своеобразия и дать этому своеобразию развиться.
Педагоги должны не только воспитывать личность, но и развить индивидуальность. В свою очередь, не бойтесь быть загадкой и для них, чтобы дети могли разгадывать вас каждый день. Пусть в вашем саду будет смех, пусть ребятишки сидят в той позе, в какой им удобнее думать. Педагоги должны воспитывать порядочных людей, способных высказывать своё мнение.
Важно уважать детей, быть ради них красивыми. Не стесняйтесь подкраситься, подойти к зеркалу, поправить прическу. Пусть маленькие человечки учатся у вас аккуратности. Будьте всегда самими собой и добивайтесь того же от детей, не ломайте в ребёнке душу, не делайте из него слугу и только слепого исполнителя вашей воли.
Таким образом, идеи Антона Семеновича Макаренко можно и нужно использовать в своей работе в контексте с ФГОС.
Большое значение Макаренко придавал игре, особенно в дошкольном возрасте. Он говорил, что детская жизнь должна быть игрой. Как ребёнок играет, так и будет работать. Для детей игра является трудом, и труд - игрой. Взрослый должен бегать, прыгать, петь, читать, трудиться вместе с детьми. Но труд «вообще» не является воспитательным средством. Воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определённой целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом.
Остановлюсь на принципах воспитания : слайд 7 - принципы
1. Нельзя научить человека быть хорошим художником или музыкантом, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет инструмент. Беда искусства воспитания детей в том, что научить воспитывать можно только в практике и на примере.
2. Каждый родитель должен знать, что они хотят воспитать в своем ребенке.
3. Прежде всего самого себя рассмотрите под микроскопом.
4. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
5. Просто будьте просто искренне.
6. Вы должны предоставить ребенку необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Вы должны выработать у ребенка умение разбираться с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании нельзя этого выработать.
7 Разумно и точно провести ребенка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь может каждый человек, если он действительно захочет это сделать.
Слайд 8 – определение
Педагогическое проектирование – это необходимый начальный момент в организации воспитательного процесса.
Проектирование своей деятельности является фундаментальной способностью современного педагога-профессионала. слайд 9
Каждый человек уникален и неповторим, в каждом заложены природой потенциальные возможности и способности к продуктивному личностному росту, для каждого они своеобразны и отличаются разными свойствами.
Суметь найти ключ к его тайне – не только долг, но и поистине святое предназначение педагога-воспитателя. Слайд 10
Таким образом, терпение, способность понимать ощущения других людей; дружелюбие, спокойствие, адекватное восприятие; мирная настроенность является необходимым аспектом воспитания дошкольников.
Воспитание детей лёгкое дело, когда оно делается без нервотрёпки, в порядке здоровой, спокойной, разумной и весёлой жизни. Там, где воспитание идёт без напряжения, там оно удаётся. А чтобы это было так, надо процесс воспитания начинать с себя.
А. С. Макаренко говорил : «Раньше, чем вы начнёте воспитывать детей, проверьте своё собственное поведение».
Слайд 11 Спасибо за внимание!