Любовь Гордеева
Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете в ДОУ
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления:
«Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности»
Слайд 2
Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Родители, педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Публикация «Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников, а ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Слайд 3
Для развития связной выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают организация театрализованной деятельности. В театрализованной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Поэтому у меня возникла идея создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Слайд 4
В работе данного направления ставлю перед собой педагогические цели и задачи:
Цель: Создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.
Слайд 5
Задачи:
Формировать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
Развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения и интонационную выразительность речи, активизировать словарь, звуковую культуру речи, совершенствовать диалогическую речь.
Развивать коммуникативные навыки и положительно – эмоциональную сферу ребенка.
Развивать у детей уверенность в себе, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии, воображения, художественно-речевого, игрового творчества.
Вызвать у детей желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа с использованием мимики, жестов, танцевальных движений с соответствующей интонацией.
Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Слайд 6
Что же такое театрализованная деятельность, это:
Использование театр - кукол к художественным произведениям.
Знакомство с литературными произведениями.
Инсценировка художественных произведений.
Работа над интонационной выразительностью.
Заучивание стихов, пересказывание небольших рассказов, сказок.
Этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств.
Слайд 7
В процессе формирования устойчивого интереса к театрализованной деятельности использую следующие формы работы по развитию связной речи
Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализо-ванная игра на праздниках и развлечениях;
Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;
Мини-игры, мини-сценки в ходе организованной образовательной деятельности;
Совместное изготовление костюмов, реквизитов, декораций для организации предметно-развивающей среды.
Слайд 8
Сегодня есть возможность представить Вашему вниманию некоторые виды театров используемые мною в работе: пальчиковый, штоковый, картинный, кукол Би-Бо-Бо, масочный, конусный, театр игрушек, на палочках, на дисках.
Слайд 9-10
Театр масок, как элемент ролевых игр развивают речь, делая ее интонаци-онно богатой и разнообразной, наряду с актерскими данными идет обогащение мимики лица, жестов, движений. В таких играх малыш сам выступает режиссером мини-спектакля, создавая сюжет представления и применяя навыки логической связи явлений. Даже взрослый, надевая маску, сразу ощущает атмосферу праздника, феерии, не говоря уже о детях.
Слайд 11
Игра с пальчиками ускоряют процесс речевого и умственного развития. В дальнейшем, дети, владеющие пальчиковыми играми, лучше подготовлены к письму и чтению.
В пальчиковых играх ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь. Начиная с простейших стихов, потешек, пальчиковых игр.
Игра с пальчиками развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, а так же повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Слайд 12
Театр картинок наиболее прост в оформлении и показе. Картинки и декорации здесь плоские, их показывают на магнитной доске. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать действующими, они получать еще большее удовольствие. В показе представления рекомендуется участие одного – двух детей, чтобы кукловоды не мешали друг другу.
Театр картинок развивает творческие способности, содействует эстетическому воспитанию, развивает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Слайд 13
Конусный (настольный) театр чаще всего используем при пересказе сказок. Здесь дети водят игрушки, картинки на столе. Особое внимание уделяется четкой дикции, выразительности речи, интонации, тембра голоса, мимике. У нас настольный театр представлен в виде театра картинок («Заюшкина избуш-ка», «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок») Помогает учить детей координировать движения рук и глаз.
Слайд 14
Театр кукол Би-Ба-Бо оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
Слайд 15
Театр на палочках или штоковый театр очень важен для развития ребенка. Персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Вместе с эмоциональным развитием, ребёнок развивает дикцию, лексику, улучшает моторику пальцев и кистей рук, координацию и внимательность. Кроме того педагог от имени конкретного персонажа могут проводить различные развивающие занятия, игры.
Слайд 16
Игрушки самоделки (на дисках) имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообрази-тельность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умения общаться друг с другом. Самодельная игрушка очень дорога ребенку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.
Слайд 17-18
Исстари для развития детей использовали игрушки, которые являлись объектами их забав и игр, и важным средством их развития.
Наиболее простой и удобной в работе с детьми дошкольного возраста (раннего возраста) – это театр резиновой игрушки. Создать его очень легко! Надо подобрать резиновые игрушки приблизительно одного размера, и главное - они должны быть похожи на настоящих реальных героев из жизни. Очень хорошо для дошкольников использовать в театре маленькие стишки (А. Барто, потешки, песенки, народные сказки.
В процессе действия с игрушками ребенок упражняется в общении, во взаимо-отношениях. Развиваются речь, мышление, воображение, повышается самостоя-тельность и активность, проявляются конструктивные и актерские способности. Используя разные предметы, ребенок исследует, получает новые знания.
Слайд 18
Подводя итоги своего выступления, хочу отметить, что значение театрализованной деятельности велико. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Театрализованная деятельность интегрирована, так как её элементы можно использовать в различных образовательных областях. Театрализованная деятельность особенно оказывает сильное воздействие на детей раннего возраста и способствует их всестороннему развитию.
Слайд 19
Итогом работы по театрализованной деятельности для родителей старшей группы №5 детьми была показана игра – инсценировка сказки «Колобок на новый лад»