Получи документы

Преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОC

Аксинья Маркова
Преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОC
▼ Скачать + Заказать документы

«Преемственность в работе детского сада и начальной школы

в условиях реализации ФГОС»

Маркова Аксинья Романовна

Воспитатель МБДОУ

Д/с № 20 «Надежда»

Якутск,2017

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается на определённую

стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Публикация «Преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОC» размещена в разделах

Проблема преемственности между дошкольным образованием и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе.

Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. - это связь между различными уровнями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Поэтому необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.

Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС в ДО введен с 1 января 2014 года) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Особенностью новых стандартов является формирование и развитие у детей учебной деятельности - умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Изменяется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладающий более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества.

Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Основными целями образования становится формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения.

Перед воспитателем детского сада на уровне дошкольного образования, а далее и учителем начальной школы на уровне начального общего образования стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного пространства, ориентированного на развитие дошкольников, а в дальнейшем и школьников и их самореализацию в деятельности. Метод проектов способствует развитию любознательности и стремления находить объяснения своим наблюдениям, учит задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения исследований, тем самым формирует развитие интеллектуальных способностей.

Дошкольники и младшие школьники очень любознательны, поэтому проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в учебно-воспитательный процесс.

Преемственность между всеми уровнями образования является основным условием обеспечения непрерывности образовательно-воспитательного процесса, позволяющая установить связь между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно движение вперед.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность :

- всестороннее воспитание и развитие;

- формирование психологической готовности к обучению в 1 классе;

- формирование учебной мотивации.

Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т. е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе как с дидактической, так и с психологической точки зрения (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия «учебная деятельность»). Безусловно, данный подход к решению проблемы кажется невероятным и неправдоподобным, поскольку в дошкольной педагогике не только не рассматривались вопросы формирования и развития учебной деятельности ребенка, но и в целом проблема организации развивающего обучения дошкольников кажется многим специалистам дошкольного образования весьма сомнительной. Главную отрицательную роль в становлении такого отношения к развивающему обучению дошкольников играет, на наш взгляд, привычка к традиционному толкованию обучения как формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем традиционными репродуктивными методическими приемами. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

Проблемы преемственности :

1. Отсутствие единства в требованиях к достижениям ребенка при поступлении в школу;

2.«Скачкообразное» изменение методов и содержания обучения;

3. Обучение на предшествующем уровне часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня;

4. Неготовность педагогических кадров к решению проблемы.

Для решения данной проблемы необходимо выполнение следующих этапов:

1. Составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности детского сада и начальной школы;

Цель: Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогического коллектива школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

№ Мероприятия Срок Ответственный

1. Составление и обсуждение совместного плана работы по подготовке детей к школе сентябрь Зам директора по ВР, учителя начальных классов, воспитатели

2 Ознакомление с программами детского сада и школы. сентябрь Учителя начальных классов и воспитатели

3. Собеседование с воспитателями разновозрастных групп. Уровень сформированности психологических процессов и личностных качеств.

сентябрь Воспитатель.

Учителя начальных классов

4. Взаимопосещение открытых уроков в школе и занятий в детском саду. Октябрь, февраль Воспитатели и учителя начальных классов

5. Воспитывать у детей интерес к школе. Познакомить их с понятием «школа». С этой целью проводить следующую работу :

• тематические беседы,

• сюжетно-ролевая игра «Школа»

• знакомство со зданием школы, мастерской, библиотекой, компьютерным классом.

• праздники «До свиданья, детский сад, «День Знаний»

• экскурсии в течение года В течение года Воспитатели

6. Консультация учителя начальных классов для воспитателей, родителей на тему: «В первый класс - первый раз» об актуальных вопросах воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

март Учителя начальных классов

7. Проведение диагностики готовности детей разновозрастных групп к школьному обучению

апрель Воспитатели групп

8. Прививать детям нравственно-волевые качества, необходимые для обучения в школе : дисциплинированность, ответственность.

Постоянно Воспитатели групп

9 Мониторинг бывших выпускников детского сада.

(Отчет по успеваемости детей 1 и 2 класса школы, бывших выпускников детского сада.) Май Учителя начальных классов

.

Преемственность возможна на основе учёта того общего, что объединяет два уровня развития. Успешность реализации преемственности определяется рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной средой.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

В соответствии ФГОС «Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа» выглядит так.

Дошкольник Начальная школа

Деятельный и активный. Присутствует исследовательский интерес.

Любознательный. Коммуникативен.

Инициативный. Ответственен.

Открытый внешнему миру. Уважительное отношение к окружающим.

Доброжелательный и отзывчивый. Развиты навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

Уверен в своих силах.

В настоящее время ФГОС соответствуют комплексные программы:

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, В. В. Васильевой / Под ред. Н. Е. Вераксы, 2014 год. ,

Парциальные программы: «Экологическое воспитание в детском саду» автор С. Н. Николаева, «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

Для осуществления преемственных связей необходимо :

1. Укрепление здоровья детей;

- обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;

-организация двигательной активности детей.

2. Формирование положительной мотивации:

- проведение занятий в форме - игры.

3. Формирование предпосылок учебной деятельности;

- восприятие инструкций;

- планирование деятельности;

- умение выполнять задание до конца;

- способность выполнять задание в течение определённого времени.

4. Развитие познавательных функций:

-речь;

- внимание;

- память;

- восприятие;

- воображение;

- мышление.

5. Организация разнообразных форм занятий:

- наблюдение;

- работа парами;

- работа по подгруппам;

6. Активизация любознательности и инициативности детей:

- умение задавать вопросы;

- высказывание собственных суждений;

- умение делать простые практические выводы.

7. Организация сотрудничества детей и педагогов.

8. Создание развивающей среды

Публикации по теме:

Преемственность в работе детского сада и школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо.

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС до «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО» (консультация.

Консультация для родителей «Адаптация детей выпускников к обучению в условиях начальной школы» Адаптация детей выпускников к обучению в условиях начальной школы. Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо.

Консультация «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС» В истории человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Их воспитательные функции различны,.

Мастер-класс по работе с бумагой для начальной школы «Павлин»Мастер-класс по работе с бумагой для начальной школы «Павлин» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по работе с бумагой. Данный мастер класс рассчитан на учащихся 2-3 класса школы.

Преемственность детского сада и школы в нашем селе. (Очерк-воспоминание).Преемственность детского сада и школы в нашем селе. (Очерк-воспоминание). Целых двадцать лет назад мой сын пошёл в 1 класс. Всё было как-будто вчера. Нахлынули волной воспоминания. Дети - маленькие, родители и.

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОСПреемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС Подготовила выступление МДОУ «Шелангерский детский сад «Родничок» Звениговского района Республики Марий Эл Аканаева Л. Г. Преемственность.

Преемственность школы и детского сада ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ "Школа не должна вносить резкого перелома.

Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта. Раиса Ширяйкина Аналитическая справка.

Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как условие успешной адаптации детей «Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как условие успешной адаптации детей» «Школьное обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОC
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 04:57
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОC» (включая файлы) размещена пользователем Аксинья Маркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД