Аксинья Маркова
Преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОC
▼ Скачать + Заказать документы
«Преемственность в работе детского сада и начальной школы
в условиях реализации ФГОС»
Маркова Аксинья Романовна
Воспитатель МБДОУ
Д/с № 20 «Надежда»
Якутск,2017
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается на определённую
стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Публикация «Преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОC» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Проблема преемственности между дошкольным образованием и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе.
Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. - это связь между различными уровнями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Поэтому необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.
Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС в ДО введен с 1 января 2014 года) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Особенностью новых стандартов является формирование и развитие у детей учебной деятельности - умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Изменяется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладающий более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества.
Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Основными целями образования становится формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения.
Перед воспитателем детского сада на уровне дошкольного образования, а далее и учителем начальной школы на уровне начального общего образования стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного пространства, ориентированного на развитие дошкольников, а в дальнейшем и школьников и их самореализацию в деятельности. Метод проектов способствует развитию любознательности и стремления находить объяснения своим наблюдениям, учит задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения исследований, тем самым формирует развитие интеллектуальных способностей.
Дошкольники и младшие школьники очень любознательны, поэтому проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в учебно-воспитательный процесс.
Преемственность между всеми уровнями образования является основным условием обеспечения непрерывности образовательно-воспитательного процесса, позволяющая установить связь между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно движение вперед.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность :
- всестороннее воспитание и развитие;
- формирование психологической готовности к обучению в 1 классе;
- формирование учебной мотивации.
Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т. е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе как с дидактической, так и с психологической точки зрения (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия «учебная деятельность»). Безусловно, данный подход к решению проблемы кажется невероятным и неправдоподобным, поскольку в дошкольной педагогике не только не рассматривались вопросы формирования и развития учебной деятельности ребенка, но и в целом проблема организации развивающего обучения дошкольников кажется многим специалистам дошкольного образования весьма сомнительной. Главную отрицательную роль в становлении такого отношения к развивающему обучению дошкольников играет, на наш взгляд, привычка к традиционному толкованию обучения как формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем традиционными репродуктивными методическими приемами. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Проблемы преемственности :
1. Отсутствие единства в требованиях к достижениям ребенка при поступлении в школу;
2.«Скачкообразное» изменение методов и содержания обучения;
3. Обучение на предшествующем уровне часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня;
4. Неготовность педагогических кадров к решению проблемы.
Для решения данной проблемы необходимо выполнение следующих этапов:
1. Составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности детского сада и начальной школы;
Цель: Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогического коллектива школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.
№ Мероприятия Срок Ответственный
1. Составление и обсуждение совместного плана работы по подготовке детей к школе сентябрь Зам директора по ВР, учителя начальных классов, воспитатели
2 Ознакомление с программами детского сада и школы. сентябрь Учителя начальных классов и воспитатели
3. Собеседование с воспитателями разновозрастных групп. Уровень сформированности психологических процессов и личностных качеств.
сентябрь Воспитатель.
Учителя начальных классов
4. Взаимопосещение открытых уроков в школе и занятий в детском саду. Октябрь, февраль Воспитатели и учителя начальных классов
5. Воспитывать у детей интерес к школе. Познакомить их с понятием «школа». С этой целью проводить следующую работу :
• тематические беседы,
• сюжетно-ролевая игра «Школа»
• знакомство со зданием школы, мастерской, библиотекой, компьютерным классом.
• праздники «До свиданья, детский сад!», «День Знаний»
• экскурсии в течение года В течение года Воспитатели
6. Консультация учителя начальных классов для воспитателей, родителей на тему: «В первый класс - первый раз» об актуальных вопросах воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
март Учителя начальных классов
7. Проведение диагностики готовности детей разновозрастных групп к школьному обучению
апрель Воспитатели групп
8. Прививать детям нравственно-волевые качества, необходимые для обучения в школе : дисциплинированность, ответственность.
Постоянно Воспитатели групп
9 Мониторинг бывших выпускников детского сада.
(Отчет по успеваемости детей 1 и 2 класса школы, бывших выпускников детского сада.) Май Учителя начальных классов
.
Преемственность возможна на основе учёта того общего, что объединяет два уровня развития. Успешность реализации преемственности определяется рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной средой.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
В соответствии ФГОС «Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа» выглядит так.
Дошкольник Начальная школа
Деятельный и активный. Присутствует исследовательский интерес.
Любознательный. Коммуникативен.
Инициативный. Ответственен.
Открытый внешнему миру. Уважительное отношение к окружающим.
Доброжелательный и отзывчивый. Развиты навыки самоорганизации и здорового образа жизни.
Уверен в своих силах.
В настоящее время ФГОС соответствуют комплексные программы:
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, В. В. Васильевой / Под ред. Н. Е. Вераксы, 2014 год. ,
Парциальные программы: «Экологическое воспитание в детском саду» автор С. Н. Николаева, «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
Для осуществления преемственных связей необходимо :
1. Укрепление здоровья детей;
- обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;
-организация двигательной активности детей.
2. Формирование положительной мотивации:
- проведение занятий в форме - игры.
3. Формирование предпосылок учебной деятельности;
- восприятие инструкций;
- планирование деятельности;
- умение выполнять задание до конца;
- способность выполнять задание в течение определённого времени.
4. Развитие познавательных функций:
-речь;
- внимание;
- память;
- восприятие;
- воображение;
- мышление.
5. Организация разнообразных форм занятий:
- наблюдение;
- работа парами;
- работа по подгруппам;
6. Активизация любознательности и инициативности детей:
- умение задавать вопросы;
- высказывание собственных суждений;
- умение делать простые практические выводы.
7. Организация сотрудничества детей и педагогов.
8. Создание развивающей среды