Рита Ташбулатова
Преемственность в работе детского сада и школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
В нашем ДОУ вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города уделяется большое внимание.
Детский сад работает в тесном взаимодействии с родителями и заинтересованными организациями: инспекторами ГИБДД.
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах педагоги детсада проводят планово, систематически, постоянно, и она входит логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Для каждой возрастной группы определены цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми.
В своей работе воспитатели используют следующие формы, методы и средства для ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма :
-тематические беседы и занятия,
-мультимедийные презентации
-просмотр мультипликационных фильмов по ПДД («Смешарики» серия «Азбука безопасности»)
-настольные-печатные, дидактические игры («Теремок», «Автошкола», «Знай знак», «На островке», «Найди дорожный знак», «Дорожная азбука» и др.)
-подвижные игры («Стоп!», Красный, жёлтый, зелёный», «Тир светофоров», «К своим знакам», «Лучший пешеход», «Светофор» и др.)
-макеты уличного движения
-сюжетно ролевые игры («Автобус», «Мы – водители», «Шофёр», «Автозаправочная станция» и др.)
-спортивные праздники («В стране дорожных знаков»)
-развлечения («Кто самый грамотный» и др.)
-театральные представления («Правила дорожного движения нужны всем»)
-встречи с представителями ГИБДД
-представления, устраиваемые школьниками, выпускниками ДОУ преследуют цель доступно разъяснить правила дорожного движения дошколятам, донести до детей смысл нарушения, опасность несоблюдения правил. Таким образом, решается вопрос преемственности через передачу знаний школьниками малышам, через непосредственное общение, в котором выпускники делятся опытом передвижения по городу, через игры идет закрепление знаний, опыта.
Таким образом, школьники оказывают нам большую помощь.
Работа в данном направлении ведется и в продуктивных видах деятельности: конструировании, изобразительной деятельности. Проводятся конкурсы детских работ, выставки детских рисунков по ПДД.
Свободное время посвящается рассматриванию иллюстраций, чтению художественной литературы, заучиванию стихотворений по данной теме.
Во время непосредственной образовательной деятельности (НОД) дети закрепляют знания о правилах поведения на улице; о дорожных знаках, работе светофора.
Для организации в ДОУ таких форм работы с детьми создаётся соответствующая предметно-развивающая среда.
-комплекты дорожных знаков;
-макет улицы с транспортными средствами;
-схема маршрута безопасного движения в детский сад;
-наглядно-иллюстративный материал;
-обучающие и развивающие игры;
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой;
-детская художественная литература;
-картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц;
-альбомы с фотографиями "Моя улица", "Мой микрорайон";
-набор слайдов, мультфильмов.
Работа с родителями.
Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице, может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведётся совместно с родителями, ведь именно они являются авторитетом и примером для подражания.
В каждой возрастной группе оформляется уголок безопасности с информацией для родителей по ПДД, которая постоянно обновляется, папки-передвижки, памятки.
Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.
Задача педагога – максимально использовать авторитет семьи (родителей) в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улице.
Результатом проводимой работы является расширение знаний о безопасном поведении на дороге, осознанное выполнение детьми заданий, умение ориентироваться в создавшейся ситуации.
Большое внимание уделяется совершенствованию профессионального мастерства педагогов, этому способствует методическое сопровождение по данной проблеме: тематические консультации, тренинги, практические игры-тренинги, совместная организация викторин, обмен опытом.
В методическом кабинете организуются выставки вновь приобретённых пособий, игр, литературы. Совместно с педагогами изготавливаются картотеки (стихи, загадки, подвижные игры по ПДД) и игровой материал. Идёт накопление конспектов занятий, музыкальных и спортивных развлечений, материалов по работе с родителями).
Таким образом, работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к "дорожной проблеме" у воспитанников нашего ДОУ и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги, к этому неравнодушны. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.