Татьяна Кириллова
Ознакомление с окружающим миром на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с окружающим миром на музыкальных занятиях
На музыкальных занятиях дошкольники, кроме того, что учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, слушать музыку, получают новые и закрепляют ранее полученные знания, в том числе и об окружающем мире.
Публикация «Ознакомление с окружающим миром на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
На музыкальных занятиях есть 4 основных вида деятельности: пение (песни, вокальные упражнения, музыкально-ритмические упражнения (игры, танцы, хороводы, упражнения, пластические этюды и пр., игра на детских музыкальных инструментах и слушание музыки. В процессе всех четырех видов деятельности ребенок получает определенные знания. Наибольшее количество знаний об окружающем мире дети получают при разучивании песен и слушании музыки.
Пение.
Тематика изучаемых песен весьма обширна: в младшей и средней группах в основном разучиваются песни о предметах и явлениях, близких малышам: о животных («Серенькая кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой, «Петушок», р. н. м., «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, игрушках («Игра с лошадкой, муз. И. Кишко, сл. Н. Кукловской, «Паровоз», муз. Д. Львова-Компанейца, сл. О. Высотской, транспорте («Самолет», муз. И. Кишко, сл. О Марунина, «Машина», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой).
В старшей и подготовительной группах добавляются песни о Родине, армии, дружбе и детях, детском саде, сказочных героях, профессиях и пр. Во всех возрастных группах разучиваются песни о семье (о маме, папе, бабушке, праздниках (Новый год, Международный женский день, природе (песни о дожде, снежинках, грибах, деревьях, солнце, цветах, лесе и пр., временах года.
После ознакомления с песней проводится краткая беседа по её содержанию и характеру, объясняются незнакомые слова. Таким образом, пополняется словарь ребенка, закрепляются ранее полученные знания, а иногда и приобретаются новые. Например, при разучивании песни «Урожайная», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, дети закрепляют знания об овощах. При разучивании народных песен дети получают знания об устаревших словах и предметах (например, при разучивании русской народной песни «Где был, Иванушка?», дети узнают значение слов «сенички», «ярмарка», «горница»).
Слушание музыки.
Тематика музыкальных произведений для слушания музыки практически совпадает с тематикой песенного репертуара. Кроме песен и пьес о природе, растениях, животных, людях, игрушках, сказочных героях, на занятиях используются музыкальные произведения, благодаря которым дети получают знания о музыкальных жанрах (марш, танец, композиторах, музыкальных инструментах и даже разных странах (пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского: «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка» и пр.)
Музыкально-ритмические движения.
Разучивание упражнений, музыкальных игр, хороводов, танцев также помогают закрепить знания об окружающем мире. В играх и танцах дети часто перевоплощаются в животных, сказочных героев и пр. Перед разучиванием обязательно проводится краткая беседа о музыкальном образе, чтобы дети лучше его освоили. Например, перед разучиванием танца снежинок, музыкальный руководитель и дети вспоминают, что снежинки – легкие, пушистые, падают бесшумно. А перед разучиванием «Игры с медведем» - что медведь большой, неповоротливый, зимою спит. При разучивании марша детям напоминается, что солдаты всегда шагают ритмично, у них хорошая осанка.
В младших и средних группах в процессе разучивания музыкально-ритмических движений дети закрепляют знание цветов (разнообразные игры, танцы и упражнения с предметами – флажками, лентами, платочками и т. д.).
Игра на детских музыкальных инструментах.
В меньшей степени дети получают знания об окружающем мире в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Но и здесь дети, помимо того, что запоминают названия музыкальных инструментов, получают представление о материалах, из которых они сделаны (в основном, дерево, металл). Часто звучание музыкальных инструментов сравниваются со звуками природы: звук свистулек напоминает пение птиц, удары в барабан похож на гром, деревянные ложки издают звук, похожий на топот копыт лошади и т. д.