Татьяна Скрягина
Конспект занятия по развитию речи «Ознакомление с окружающим миром и краеведение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Бабушкины сказки»
Возраст: 5 – 6 лет
Время: 30 мин
Предварительная работа: чтение сказок «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Бычок – смоляной бочок», «Крошечка – ховрошечка», «Жихарка», «Жерновцы», рассматривание иллюстраций к ним. Экскурсия в краеведческий музей. Проведение дидактических игр «Что лишнее?», «Собери слова в пословицу», «Найди отгадку среди экспонатов».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Ознакомление с окружающим миром и краеведение“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Оборудование: вчетверо сложенный лист бумаги с загадкой; коса, серп, колосья зерна хлебных злаков, цепь, жернова, миска, мука, сито, кочерга, чугунок, ухват, льночесалка, льнотрепалка, прялка, кукла-домовенок Нафаня.
Набор картинок для дидактической игры «Разложи по порядку» (обработка льна). Картинки с изображением пахаря, сохи, сеятеля, косаря, процесса обмолота снопов цепями, пряхи, ткацкого станка (иллюстрации).
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественная литература», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка».
Задачи:
Развивающие : Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта, о которых рассказывается в народных сказках.
Образовательные: Расширять представления о предметах крестьянского быта.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории нашего народа, любовь к сказкам.
Словарная работа: жернова, лен, вытрепать, серп, прялка, прясть, веретено, ткать, вязать.
Ход занятия
Воспитатель: - Домовёнок Нафаня живет в нашем детском саду. Частенько он заглядывает в группы, интересуется нашими делами. Но чтобы никому не мешаться, прячется. Усаживает на столе куклу Нафаню
Воспитатель: Сегодня Нафаня пришел к нам только потому, что мы будем говорить о сказках, которые ему очень нравятся. А вы любите сказки? Почему? Ответы детей
Воспитатель: Сказки русский народ любил всегда. Часто вечерами в избе при свете свечи дети кто на лавке, кто на печи слушали бабушкины сказки. В сказках много фантастического, выдуманного. И вместе с тем они всем хорошо понятны, ведь в них говорится о стремлении человека к счастью, о доброте, дружбе, осуждается жадность, зависть, трусость. Как вы думаете, кто сочинял сказки? Ответы детей: народ, бабушки, путешественники.
Воспитатель: Да, многие сказки сочиняли простые люди, а потом сказывали их, то есть рассказывали. Такие сказки называются народными. Читая их, мы узнаем о жизни крестьян в старину, об их труде.
Ребята, вспомните сказки, в которых говорится о труде крестьян. Ответы детей: «Мальчик с пальчик», «Крошечка-ховрошечка». Нафаня слушает и хвалит детей.
Воспитатель: Давайте вспомним, что делал отец Мальчика с пальчик на поле, когда тот принес ему еду? Ответы детей: отец пахал землю.
Воспитатель: А чем он пахал? Ответы детей: сохой.
Воспитатель: Правильно, отец пахал сохой, в которую была запряжена лошадь. Соха – орудие деревянное, только внизу на остриях – железо. Вот какая есть про соху загадка:
Деревянные рожки,
Железные ножки,
Шла, ковыляла,
Спину гнуть заставляла.
Воспитатель: Чтобы вспахать землю поглубже, надо было с силой налегать на соху, гнуть спины. Вспомните, как заканчивается сказка «Мальчик с пальчик»? Ответы детей: Мальчик с пальчик обманывает купившего его жадного барина и возвращается к отцу.
Воспитатель: Как можно назвать мальчика с пальчик? Рассуждения детей: сообразительный, хитрый, находчивый
Воспитатель: Ребята, вспомните, в какой сказке мужик сеял репу и пшеницу, а потом делился урожаем с медведем? Ответы детей: «Мужик и медведь»
Воспитатель: Правильно. Посмотрите иллюстрацию, как мужик сеял. Кто покажет Нафане, как раньше сеяли?
Выросла пшеница и приехал мужик урожай собирать. Он взял с собой косу, а Нафаня знает загадку про косу:
Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (коса) Рассматривают иллюстрацию. Дети имитируют движения сеятеля.
Воспитатель: Косой косили не только траву, заготавливая сено для скота, но и пшеницу.
Кто покажет Нафане, как надо косить. Рассматривают иллюстрацию. Дети имитируют движения косаря.
Воспитатель: Есть много народных игр с элементами трудовой деятельности, ребята, давайте поиграем с Нафаней. Разойдемся на две стороны.
1 сторона:
Уж мы поле палили, палили,
Ой, дидо ладо, палили, палили.
2 сторона:
Уж мы поле чистили, чистили,
Ой, дидо ладо, чистили, чистили.
1 сторона:
Уж мы просо сеяли, сеяли,
Ой, дидо ладо, сеяли, сеяли.
2 сторона:
Уж мы коней путали, путали,
Ой, дидо ладо, путали, путали.
1 сторона:
У нас в полку убыль есть, убыль есть,
Ой, дидо ладо, убыль есть.
2 сторона:
У нас прибыль есть, прибыль есть,
Ой, дидо ладо, прибыль есть. Играют в русскую народную игру с пением.
Исполнив песню, дети, стоящие с одной стороны, расступались, а стоящие с другой – направлялись через образовавшийся проход, уводя с собой одного из стоящих. В это время пели:
Воспитатель: Ребята, а вот Нафаня спрашивает, если бы не было косы, чем можно еще косить? Может вам поможет моя загадка:
Маленький, горбатенький по ниве бежал,
Каждый колос задрожал Иллюстрация «Серп»
Ответы детей: серп
Воспитатель: Из сказок мы узнали, как раньше пахали землю, как сеяли, собирали пшеницу. А Нафаня еще хочет вам загадку загадать:
В поле сеют и растят,
Убирают, сыплют в склад.
И на хлеб идет оно, а зовут его…. (зерно) Демонстрация колосьев пшеницы, зерна
Воспитатель: Зерно перетирали в муку жерновами: насыпали зерно и крутили жернова. Чтобы испечь пышный, мягкий хлеб, муку надо просеять. Может, видели дома у мамы, как сеять муку и чем? Иллюстрация. Демонстрация жернов, сита.
Воспитатель: Много работы летом. Всю ли мы вспомнили, посмотрите, ребята, у Нафани в руках листочек какой-то… сейчас прочитаем:
Синий цветочек, мал-малечек,
В землю малый ушел, в синей шапочке пришел (лен) Листочек с загадкой
Воспитатель: В каких сказках и рассказах мы можем встретить описание, как из льняного семечка получается рубашка? Ответы детей: «Крошечка-ховрошечка», «Как рубашка в поле выросла»
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Разложи по порядку».
Вы должны по порядку разложить картинки, на которых изображены действия людей со льном, чтобы было понятно, как из льняного семечка получается рубашка. Дети раскладывают картинки: сеют семена – лен вырос – его выдирают с корнем – вымачивают в реке – высушивают на солнце – треплют – чешут – прядут нитки – ткут холст – шьют рубашку.
Воспитатель: Как хорошо мы сегодня поработали, как много всего узнали и вспомнили! Теперь можно и отдохнуть, попеть, хоровод поводить:
Уж я сеяла, сеяла ленок
Припев:
Лен мой зеляной,
При горе крутой,
Ты удайся, удайся, ленок!
Я полола, полола ленок.
Припев:
Я мочила, мочила ленок.
Припев:
Я сушила, сушила ленок.
Припев:
Я трепала, трепала ленок.
Припев:
Я чесала, чесала ленок.
Припев:
Уж я пряла, я пряла ленок.
Припев:
Уж я ткала, я ткала ленок.
Припев:
А я сшила, я сшила наряд.
Припев: Дети водят хоровод, сопровождая пение соответствующими движениями.
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Нафаней, ему пора. А сами еще поиграем и посмотрим иллюстрации.
Воспитатель: Рефлексия: Кто к нам в гости приходил? О чем мы сегодня разговаривали? Какие сказки вспомнили? С какими орудиями труда мы познакомились? С кем играли? Молодцы!