Светлана Фроленко
Дидактические игры в обучении детей основам математики (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры в обучении детей основам математики (из опыта работы
В дошкольном возрасте игра имеет огромное значение в жизни ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, то это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания.
Публикация «Дидактические игры в обучении детей основам математики (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников необходимо использовать разнообразные методы обучения : практические, наглядные, словесные, игровые.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений.
Познавательный материал, с которым дети знакомятся на занятиях, совершенствуется в играх и игровых ситуациях вне занятия.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
Игры с цифрами и числами, способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
Игры путешествие во времени,служат для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. А также игры-путешествия помогут расширить представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь); объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.
Игры на ориентирование в пространстве. С помощью этих игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее знакомятся с такими понятиями как слева, справа, над, под, вверх, вниз; обозначают словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь и т. д.).
Игры с геометрическими фигурами. Дети в непринужденной форме узнают новые геометрические фигуры, достаточно быстро осваивают классификацию по разным признакам предмета.
Игры на логическое мышление. Дети учатся строить логические цепочки, делать выводы, стараются мыслить самостоятельно.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам окунуться в детство и на некоторое время превратиться в детей и отправиться «В гости к сказке». Приглашаю для проведения игр 4 человека.
-Ребята, проходите, садитесь за столы
Ребята,посмотрите к нам в гости приехал Лу-лу и его маленькие друзья. Мы уже знаем,что они очень любят играть. Вот и сегодня они уговорили Лу-лу приехать к нам. Маленькие пингвины хотят посмотреть в какие игры играете вы, ребята. А еще они привезли нам свою новую игру.
-Ну, что ребята, покажем нашим гостям в какие игры играем мы?
1. Д. И. «В какой руке сколько?» (приложение 1) Воспитатель показывает карточку с любой цифрой (1-10)
-Ребята, какая цифра на карточке? (9)
Воспитатель убирает карточку в сторону, берет две другие карточки, (2 и 7) раскладывает их в две руки. Ребята, вы должны отгадать, какие две цифры я загадала, эти цифры образуют цифру (9) Дети стараются угадать. Что загадал воспитатель, начинают перечислять возможные варианты. Если дети не угадали задуманный вариант, можно сказать: «Так можно, но у меня не так». Игра продолжается пока дети не отгадают.
2. Д. И. «Сосчитай правильно» (приложение 2)
Ребята перед вами перевернутые карточки, вы должны с закрытыми глазами взять одну и на ощупь определить количество кнопок, не переворачивая откладываете в сторону, показываете цифру, которая соответствует количеству кнопок. Затем переворачиваете карточку и сверяете количество кнопок с цифрой. Хорошо, вы правильно выполнили задание.
3. Д. И. «Посмотри и назови» (приложение 3)
Ребята, посмотрите перед вами карточки с цифрами, возьмите по одной. Внимательно посмотрите и скажите. Какая цифра повторяется и сколько раз. Молодцы, вы справились с заданием.
4. Д. И. «Поставь знак» (приложение 4)
На столе перевернутые цифры, возьмите по две цифры, переверните, сравнивайте и ставьте знак «>», «<», «=» между выбранными цифрами. А теперь прочитайте полученную «запись». Молодцы, как вы хорошо вы справляетесь с заданиями.
5. Д. И. «Найди свою пару» (приложение 5)
Ребята, перед вами комплект цифр, определите по какому признаку можно разделить цифры на две группы. Молодцы, теперь разделите на две группы.
* составьте пару из двух нечетных цифр.
* составьте пару из двух четных цифр.
* составьте пару так, чтобы справа цифра была больше на 1.
Молодцы.
6. Д. И. «Подумай и назови» Ребята, перед вами карточки, возьмите по одной. Посмотрите,какую цифру я вам показываю (любую 1-10) Вы должны назвать мне предмет соответствующей цифре на карточке и расположению картинки. Внимательно слушайте :
* отчет начинаем справа налево
* отчет начинаем снизу вверх
* отчет начинаем слева направо
* отчет начинаем сверху вниз
Хорошо, вы очень внимательные и правильно выполнили задание.
Лу-лу, мы с ребятами показали вам несколько игр, в которые мы играем. Может теперь и вы будете играть в такие же. Ребята, а наши гости хотят показать нам свою игру. Мы с вами играли в такую игру, но у них другие правила. (приложение 7)
-Сколько маленьких пингвинов?
Правильно семь. Напротив каждого пингвина карточка с цифрой. Давайте их назовем.
-Сколько всего цифр?
Правильно тоже семь. Посмотрите на столе карточки с кругами.
-Сколько карточек? Сколько кругов?
Правильно семь.
-Какого цвета?
-Как вы думаете, почему один круг красного цвета и он меняет свое место?
Правильно, если красный круг стоит первый значит это понедельник, если он второй -то вторник и т. д. Теперь вы должны правильно разложить карточки с днями недели напротив соответствующей цифры.
Вы,молодцы и с новой игрой справились. Ребята, нашим гостям пора домой, давайте с ними попрощаемся и пригласим их в гости.
-До свидание, приезжайте к нам.
Ребята,Лулу и его друзья благодарят вас и передали вам капсулу с сюрпризом. (дети открывают капсулу с сюрпризом –конфеты и новая игра)
Благодарю вас ребята за работу, вы оказались способными, внимательными, сообразительными.
А теперь вы превращаетесь во взрослых, и мы продолжаем работу
А я хочу закончить свое выступление словами:
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из важных задач воспитателя – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры.
Спасибо за внимание.