Любовь Нарожная
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете Художественно — эстетическое развитие детей дошкольного возраста
Художественно - эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу. Они сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности следует осуществлять через решение следующих задач:
знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное искусство) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;
совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности;
создавать условия для свободного самостоятельного разнопланового экспериментирования с художественными материалами, изобразительными техниками;
поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в изодеятельности.
В художественно-эстетическом воспитании детей особая роль принадлежит иллюстрации. Рисунки в книге являются одним из первых произведений искусства с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве. Интересные иллюстрации таких мастеров книжной графики, как Васнецов, Чарушин, Лебедев.
Доминирующими задачами художественно-эстетического воспитания детей являются развитие целенаправленности восприятия и эмоциональной отзывчивости на эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, развитие интереса к прекрасному, развитие изобразительной деятельности. Основными видами изодеятельности в детском саду являются рисование, лепка, аппликация. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
Содержание для рисунка, лепки, аппликации должно вызывать у детей необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Важно так же объяснить задание, рассмотреть с детьми предмет, вызвать желание его изобразить. Для этого нужно прежде всего обратить внимание на красоту предмета или явления, найти для этого образные выразительные слова. Привлечение стихотворного, песенного текста всегда усиливает эстетическое впечатление.
Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Красота и выразительность детских работ зависят от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать форму предметов. Отчетливо изображенная форма не только делает образ узнаваемым, но и вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.
Задачи обучения изодеятельности изменяются и усложняются в зависимо-сти от возраста детей. Основными задачами для детей младшего возраста являются задачи развития руки, умений производить ею несложные движения для создания простейших форм. Это отдельные предметы, хорошо знакомые детям, которые они не только зрительно воспринимали, но и могли подержать в руках, ощупать их форму, ощутить вес: карандаш, мячик, флажок, лопатка и т. д. Все эти предметы очень просты по форме.
Для детей средней группы задачи усложняются, поскольку изобрази-тельные умения детей более развиты. Им уже доступно изображение фигур человека.
В старшем возрасте, особенно в подготовительной группе кроме бытовых и природных тем широко используются темы из общественной жизни (праздники, труд в городе и деревне и т. д., а так же темы литературных произведений.
Если дети младшей группы могут выделить лишь некоторые признаки предмета, то в средней они определяют основные признаки формы, цвета, в старшей и подготовительной группах находят не только основные признаки данного вида, но и характерные детали. Например, для младшего возраста при изображении деревьев ставится задача передать вертикальное направление ствола и горизонтальное направление ветвей. Для средней группы задача усложняется – дети должны передать толщину ствола и ветвей, цвет листьев летом и осенью. В старшей группе – они должны показать в рисунках форму ствола, расположение ветвей у лиственных и хвойных деревьев, цвет ствола, листвы. В подготовительной группе при выполнении этого задания необходимо показать разницу в форме и строении деревьев разных пород, индивидуальные различия у деревьев одного вида, сделать штриховку или раскраску ствола и кроны разными цветами. Так постепенно от передачи нескольких признаков предмета дети переходят к сложным формам изображения. Принцип от простого к сложному находит отражение и в отборе объектов изображения. Например для младших групп рекомендуется изображение предметов, имеющих простую форму (ленточка – длинная горизонтальная линия, баранка – замкнутая круглая линия, флажок – прямоугольник. В среднем и старшем возрасте изображаются предметы и явления более сложные предметы по форме и содержанию. Усложнение задач приводит к развитию у детей навыков и умений, необходимых для решения задач художественно-эстетического воспитания детей.