Папки-передвижки

Формы и методы экологического воспитания дошкольников

Татьяна Буянкина
Формы и методы экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Говоря о методах и формах работы по экологическому образованию необходимо знать значение этих слов.

Метод с точки зрения экологического образования, способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

Публикация «Формы и методы экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Форма «есть внутренняя организация содержания». Это есть способ организации воспитательного процесса.

Организация эффективного обучения и воспитания возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса.

Таким образом, понятие «метод» характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону учебного процесса. Форма обозначает внешнюю сторону организации воспитательного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса.

Одна и та же форма может применяться в различных методах обучения, и наоборот.

Методы экологического образования и воспитания бывают : наглядные, практические, словесные. Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы - имитация голоса, движения и т. д., в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста, предполагает использование не только разнообразных методов, но и форм работы. В педагогической деятельности используются следующие формы : фронтальные, групповые, индивидуальные.

Основным методом в экологическом образовании детей является наблюдение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др., но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Наблюдения способствуют формированию осознанно-правильного отношения к природе. Многообразие явлений природы, окружающей дошкольников, создает для воспитателя условия для организации наблюдений. Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. При таком подходе наблюдение становится целостным педагогическим процессом и совместной деятельностью педагога и детей. При этом действия педагога направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно - образовательной задачи, а умственные усилия детей - на полноценное восприятие объекта, на получение нужной информации. При такой деятельности наблюдение становится методом экологического воспитания, посредством которого формируются конкретные экологические знания об объектах и отношение к ним. Наблюдение развивает у детей разные оттенки отношения к природе: познавательный интерес, эстетические переживания, сочувствие.

Для формирования осознанно - правильного отношения к природе посредством наблюдения имеет значение деятельность моделирования - ведение календаря природы и отражение в них результатов наблюдений. Педагог учит дошкольников самостоятельно заполнять страницы календаря, правильно пользоваться символикой. Большое значение имеет то, что эта деятельность протекает в течение всего учебного года.

Важный метод экологического образования - словесный, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Наибольшее значение имеет беседа - это последовательная цепочка вопросов помогающих понять причинно - следственные связи, сделать обобщения, выводы. Использование словесного метода обусловлено сущностью общения желанной для детей деятельностью. Учебный диалог способствует выработке осознанно - правильного отношения к природе, если педагог правильно подбирает слова, выстраивает высказывания, объясняет. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.

На природе следует продолжать воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. В старшем дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о том, что животные, растения в детском саду, дома, т. е. вне природных условий, не могут жить без помощи человека; формировать ответственное и бережное отношение к окружающему, организуя конкретные действия (подкармливать птиц зимой, убирать мусор на участке т. д., выполнять индивидуальные и коллективные поручения; воспитывать самостоятельность в случае необходимости ухаживать за растениями (поливать, животными (кормить, поить). Особое значение приобретает оценка деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей. Задача воспитателя - направить детей, прежде всего на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись в работе.

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Важно, чтоб они понимали, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных и что каждый организм живет, растет, развивается, если для него имеются соответствующие условия. Общение с живыми существами способно пробуждать в детях душевность, бескорыстие, доброту, гуманность, т. е. духовность нравственного порядка.

Огромное значение в работе с детьми играет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно - ролевой игры.

Игра, специально организованная воспитателем для процесса познания природы с успехом выполняет функцию метода экологического образования, которая облегчает детям усвоение экологических знаний и формирует осознанно - правильное отношение к природе и, к их содержанию.

В старшем дошкольном возрасте дети с интересом занимаются опытнической деятельностью. Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде, могут включаться в занятия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждают, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Опыты повышают интерес к предметам и явлениям, создают эмоциональную обстановку, вызывают чувство радости, восторга.

Природоохранные акции - это общественно - значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Они направлены, прежде всего, для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Это могут быть такие акции, как: «Птичья столовая» и т. д.

Огромный вклад в работу по экологическому образованию вносят праздники. Очень важным фактором является возрождение народных традиций (обычаев, обрядов, а также решается целый ряд задач: нравственных, эмоциональных, эстетических. Это такие праздники, как «ОСЕНИНЫ», праздник «РУССКОЙ БЕРЕЗКИ».

.

Все вышеперечисленные методы и формы работы по экологическому образованию способствуют всестороннему развитию детей, расширению кругозора, развитию наблюдательности и сенсорики, установлению причинно-следственных связей, развитию разных форм речи - диалогу, описанию, объяснению, рассказу. В результате дети начинают понимать, что:

- объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

- окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Таким образом, мы пришли к выводу:

- существование целого ряда экологических проблем в нашей стране, да и во всем мире диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям;

- формы и методы организации детей по экологическому образованию самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

- в основе содержания экологического образования лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Публикации по теме:

Методы и формы экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Что такое экологическое воспитание? Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной.

Формы, методы и технологии формирования экологического мировоззрения В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, экологическая проблема приобретает особую остроту.

Видео и фотоотчет «Неделя экологического воспитания дошкольников»Видео и фотоотчет «Неделя экологического воспитания дошкольников» В нашем детском саду " Сказка" прошла неделя экологического воспитания дошкольников. Вторая младшая группа "Гномики" приняла в ней активное.

Игра как метод экологического воспитания дошкольников В играх разного вида идет процесс активного освоения знаний об окружающем, их совершенствование; возрастает способность быстрой мобилизации.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Методы, формы и средства организации деятельности дошкольников У нас в детском саду в этом году все воспитатели проходят аттестацию и как вы знаете все мы заполняем информационную карту,в которой указываем.

Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников Вопросы: 1. Характеристика метода как способа взаимодействия 2. Общедидактические.

Сказка как средство экологического воспитания дошкольников .

Словесные методы в системе экологического воспитания дошкольников Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. К. Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 15:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и методы экологического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Буянкина (УИ 318228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД