Приложение МААМ

Опыт работы «Ранняя профориентация: методы и формы»

Светлана Степанищева
Опыт работы «Ранняя профориентация: методы и формы»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 4 «Ляйсан»

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

Автор выступления: Степанищева Светлана Петровна

Выступление на педсовете для педагогов

Ранняя профориентация

Публикация «Опыт работы „Ранняя профориентация: методы и формы“» размещена в разделах

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

Ранняя профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Задачи ранней профориентации дошкольников через приобщение к трудовому наследию родного края:

• ознакомить детей с профессиями родного края, в соответствии с возрастными особенностями

• привитии любовь к трудовому наследию родного края,

сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.

На основания этого мною был разработан проект, построенный на интеграции познавательно-практического опыта с изучением профессии родного края «Путешествие в мир профессий».

Задачи проекта:

• Учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определённой профессии;

• Знакомить детей с художественными произведениями, обогатить словарь детей стихами, пословицами и поговорками по данной теме;

• Развивать связную речь, внимание;

• Закреплять полученные знания детей о профессиях родного края, используя подборку дидактических игр и игровых упражнений;

• Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми;

Методы и формы работы :

Наглядные методы и приемы – рассматривание спец. одежды людей разных профессий; рассматривание орудий труда необходимого для качественного выполнения работы; наблюдение за работой людей разных профессий; экскурсии;

Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Поэтому действенным методом для воздействия на эмоциональную сферу детей являются целевые экскурсии.

Практические методы – использование дидактических игр; создание и использование дидактического материала; введение детей в сюжетно-ролевую игру, где дети опираются на ранее полученные знания, учатся соответствовать своей социальной роли.

Словесные методы и приемы – проведение бесед с детьми; проведение бесед в рубрике «А у нас гость» с приглашением родителей, как представителей разных профессий;

проведение совместной деятельности по знакомству с произведениями художественной литературы, разгадывание загадок, изучению пословиц и поговорок раскрывающих данную тему;

обучение рассказыванию о профессиях своих родителей;

Этапы реализации проекта:

Подготовительно-проектировочный этап.

• Выяснить уровень знаний детей по данной теме.

• Изучить методическую и художественную литературу.

• Составить план работы над проектом.

• Определить цель и задачи проекта.

Разработать конспекты бесед, экскурсий, образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями.

Разработать и создать дидактические игры, альбомы о профессиях, презентации, направленных на улучшение качества изучения данной темы.

Оформить тематические уголки для сюжетно ролевых игр.

• Пополнить уголок книги материалом по данной теме.

• Привлечь родителей с целью рассказать о своей профессии.

Практический этап

Работа с детьми в ходе всех этапов строится на основе тематического планирования и интеграции пяти образовательных областей с использованием разных форм организации детской деятельности.

Тема недели: профессии родного края.

Профессия : нефтяник

Работа с детьми

Беседа о профессии нефтяник, рассматривание альбомов и тематических картин «Что же это за профессия - нефтяник.

Цель: Описание служебных обязанностей человека. Ознакомить что под это наименование подпадают все, кто так или иначе связан с разведкой, добычей, переработкой, транспортировкой нефти и газа. Объяснить, что профессии нефтяника посвящают себя инженеры, химики, биологи, буровики, программисты, экономисты. Все зависит от направления работы в нефтяной промышленности.

Просмотр презентации «Профессия нефтяник».

Цель: формировать представления детей о содержании и структуре труда нефтяника, о характере трудового процесса; воспитывать уважительное отношение к труду нефтяников.

Работа с родителями

Разговор с родителем по видео связи о профессии.

Совершенствование предметно-развивающей среды

Внести новые игровые элементы:

-каски, спецодежда.

Тема недели: профессии родного края.

Профессия : бурильщик.

Работа с детьми

Беседа: «О профессией нефтяников «бурильщик»

Цель: Расширение знаний и представлений детей о работе бурильщиков, работающих в нефтяной промышленности;

Познакомить детей с профессией нефтяников «бурильщик»

Воспитывать уважение к труду буровиков

Словарная работа : бурильщик, скважина.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Так называют работников нефтедобывающих промыслов от инженера до помощника бурильщика».

Совершенствование предметно-развивающей среды

образец топлива (нефть); игрушки, бытовая техника, одежда, обувь (иллюстрации).

Тема недели: литературная неделя.

Профессия : библиотекарь.

Работа с детьми

Беседа о профессии библиотекарь.

Цель: Пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам.

Творческая мастерская – изготовление закладок для книг.

Цель: развивать творческие способности детей.

Экскурсия в библиотеку.

Цель: Помочь детям сформировать представление о профессии библиотекарь.

Расширить знание детей о специфике этой профессии.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Какие книги полезны детям».

Совершенствование предметно-развивающей среды

Создать свою библиотеку в групповой комнате. Вместе с детьми обсудить какие книги будут в ней находиться.

Тема недели: кто работает в сфере обслуги.

Профессия : официант

Работа с детьми

Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?»

Цель: познакомить с творчеством русского поэта В. В. Маяковского, подробнее со стихотворением «Кем быть?»

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы

Цель: продолжать стимулировать познавательную активность детей, помогать запомнить, уметь находить и объяснять для чего нужны те или иные орудия труда.

Ситуативный разговор. Знакомство с профессией официант.

Цель: вызвать интерес к профессии официанта, узнать с чем официант работает, какие предметы использует.

Работа с родителями

Предложить родителям при посещения кофе обратить внимания детей на работу официантов

Совершенствование предметно-развивающей среды

Внести новые игровые элементы:

-поднос, фартуки фруктов, посуду.

Тема недели: где мы храним капиталы.

Профессия : работник банка

Работа с детьми

Виртуальная экскурсия «Сбербанк».

Цель: Ознакомить крупнейший банк в России с самой широкой сетью подразделений, предоставляющий весь спектр банковских услуг.

Д. игра «Карта профессий» Цель: выявлять знания детей о профессиях взрослых людей, пользу которую приносит деятельность людей разных профессий. Закреплять знания о сферах деятельности людей, об учреждениях, в которых работают взрослые люди.

Работа с родителями

Предложить родителям взять детей с собой в банк, ознакомить с банкоматом и работниками банка.

Совершенствование предметно-развивающей среды

Внести новые игровые элементы:

-муляжи денег, простые карандаши, блокнотики, игровые планшеты.

Итоги реализации проекта :

По окончанию реализации проекта достигнуты следующие результаты :

Дети с большим интересом и уважением начали относятся к трудовому наследию родного края.

Дети более глубоко познакомились с такими профессиями, как: нефтяник, бурильщик, официант, работники банка, библиотекарь. Повысилось качество речи детей через формирование умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий.

Могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.

Повысилось уважительное отношение к родителям, как к представителям разных профессий.

Включает в себя дидактические игры:

"Убери лишнее", "Расскажи о профессии", "Кому что нужно для работы";

стихи о разных профессиях, загадки о профессиях;

Поскольку проект построен на интеграции познавательно-практического опыта с изучением национального наследия родного края то одной из задач является продолжать знакомить детей с профессиями родного края. Дети с радостью обыгрывают полюбившиеся им социальные роли в сюжетно-ролевых играх, где видна способность детей творчески развивать сюжет игры, воспитываются такие человеческие качества, как чуткость, вежливость, доброта, отзывчивость, формируется культура общения. Большой интерес у детей вызывают профессии, которые представлены кем-то из родителей. Личный опыт человека завораживает, ребята с неподдельным интересом слушают об особенностях работы.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей»Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей» Я целый день мечтаю. И знаете о чём? Что вырасту и буду, Наверно, я врачом. А может педагогом? Учить детей писать, И ставить им в тетрадки.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Ранняя профориентация: методы и формы»
Опубликовано: 26 мая 2022 в 21:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Ранняя профориентация: методы и формы»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Степанищева (УИ 31908) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД