Светлана Степанищева
Опыт работы «Ранняя профориентация: методы и формы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4 «Ляйсан»
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
Автор выступления: Степанищева Светлана Петровна
Выступление на педсовете для педагогов
Публикация «Опыт работы „Ранняя профориентация: методы и формы“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
Ранняя профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Задачи ранней профориентации дошкольников через приобщение к трудовому наследию родного края:
• ознакомить детей с профессиями родного края, в соответствии с возрастными особенностями
• привитии любовь к трудовому наследию родного края,
• сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.
На основания этого мною был разработан проект, построенный на интеграции познавательно-практического опыта с изучением профессии родного края «Путешествие в мир профессий».
Задачи проекта:
• Учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определённой профессии;
• Знакомить детей с художественными произведениями, обогатить словарь детей стихами, пословицами и поговорками по данной теме;
• Развивать связную речь, внимание;
• Закреплять полученные знания детей о профессиях родного края, используя подборку дидактических игр и игровых упражнений;
• Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми;
Методы и формы работы :
Наглядные методы и приемы – рассматривание спец. одежды людей разных профессий; рассматривание орудий труда необходимого для качественного выполнения работы; наблюдение за работой людей разных профессий; экскурсии;
Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Поэтому действенным методом для воздействия на эмоциональную сферу детей являются целевые экскурсии.
Практические методы – использование дидактических игр; создание и использование дидактического материала; введение детей в сюжетно-ролевую игру, где дети опираются на ранее полученные знания, учатся соответствовать своей социальной роли.
Словесные методы и приемы – проведение бесед с детьми; проведение бесед в рубрике «А у нас гость» с приглашением родителей, как представителей разных профессий;
проведение совместной деятельности по знакомству с произведениями художественной литературы, разгадывание загадок, изучению пословиц и поговорок раскрывающих данную тему;
обучение рассказыванию о профессиях своих родителей;
Этапы реализации проекта:
Подготовительно-проектировочный этап.
• Выяснить уровень знаний детей по данной теме.
• Изучить методическую и художественную литературу.
• Составить план работы над проектом.
• Определить цель и задачи проекта.
• Разработать конспекты бесед, экскурсий, образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями.
• Разработать и создать дидактические игры, альбомы о профессиях, презентации, направленных на улучшение качества изучения данной темы.
• Оформить тематические уголки для сюжетно ролевых игр.
• Пополнить уголок книги материалом по данной теме.
• Привлечь родителей с целью рассказать о своей профессии.
Практический этап
Работа с детьми в ходе всех этапов строится на основе тематического планирования и интеграции пяти образовательных областей с использованием разных форм организации детской деятельности.
Тема недели: профессии родного края.
Профессия : нефтяник
Работа с детьми
Беседа о профессии нефтяник, рассматривание альбомов и тематических картин «Что же это за профессия - нефтяник?».
Цель: Описание служебных обязанностей человека. Ознакомить что под это наименование подпадают все, кто так или иначе связан с разведкой, добычей, переработкой, транспортировкой нефти и газа. Объяснить, что профессии нефтяника посвящают себя инженеры, химики, биологи, буровики, программисты, экономисты. Все зависит от направления работы в нефтяной промышленности.
Просмотр презентации «Профессия нефтяник».
Цель: формировать представления детей о содержании и структуре труда нефтяника, о характере трудового процесса; воспитывать уважительное отношение к труду нефтяников.
Работа с родителями
Разговор с родителем по видео связи о профессии.
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести новые игровые элементы:
-каски, спецодежда.
Тема недели: профессии родного края.
Профессия : бурильщик.
Работа с детьми
Беседа: «О профессией нефтяников «бурильщик»
Цель: Расширение знаний и представлений детей о работе бурильщиков, работающих в нефтяной промышленности;
Познакомить детей с профессией нефтяников «бурильщик»
Воспитывать уважение к труду буровиков
Словарная работа : бурильщик, скважина.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Так называют работников нефтедобывающих промыслов от инженера до помощника бурильщика».
Совершенствование предметно-развивающей среды
образец топлива (нефть); игрушки, бытовая техника, одежда, обувь (иллюстрации).
Тема недели: литературная неделя.
Профессия : библиотекарь.
Работа с детьми
Беседа о профессии библиотекарь.
Цель: Пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам.
Творческая мастерская – изготовление закладок для книг.
Цель: развивать творческие способности детей.
Экскурсия в библиотеку.
Цель: Помочь детям сформировать представление о профессии библиотекарь.
Расширить знание детей о специфике этой профессии.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Какие книги полезны детям».
Совершенствование предметно-развивающей среды
Создать свою библиотеку в групповой комнате. Вместе с детьми обсудить какие книги будут в ней находиться.
Тема недели: кто работает в сфере обслуги.
Профессия : официант
Работа с детьми
Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?»
Цель: познакомить с творчеством русского поэта В. В. Маяковского, подробнее со стихотворением «Кем быть?»
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»
Цель: продолжать стимулировать познавательную активность детей, помогать запомнить, уметь находить и объяснять для чего нужны те или иные орудия труда.
Ситуативный разговор. Знакомство с профессией официант.
Цель: вызвать интерес к профессии официанта, узнать с чем официант работает, какие предметы использует.
Работа с родителями
Предложить родителям при посещения кофе обратить внимания детей на работу официантов
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести новые игровые элементы:
-поднос, фартуки фруктов, посуду.
Тема недели: где мы храним капиталы.
Профессия : работник банка
Работа с детьми
Виртуальная экскурсия «Сбербанк».
Цель: Ознакомить крупнейший банк в России с самой широкой сетью подразделений, предоставляющий весь спектр банковских услуг.
Д. игра «Карта профессий» Цель: выявлять знания детей о профессиях взрослых людей, пользу которую приносит деятельность людей разных профессий. Закреплять знания о сферах деятельности людей, об учреждениях, в которых работают взрослые люди.
Работа с родителями
Предложить родителям взять детей с собой в банк, ознакомить с банкоматом и работниками банка.
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести новые игровые элементы:
-муляжи денег, простые карандаши, блокнотики, игровые планшеты.
Итоги реализации проекта :
По окончанию реализации проекта достигнуты следующие результаты :
Дети с большим интересом и уважением начали относятся к трудовому наследию родного края.
Дети более глубоко познакомились с такими профессиями, как: нефтяник, бурильщик, официант, работники банка, библиотекарь. Повысилось качество речи детей через формирование умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий.
Могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
Повысилось уважительное отношение к родителям, как к представителям разных профессий.
Включает в себя дидактические игры:
"Убери лишнее", "Расскажи о профессии", "Кому что нужно для работы";
стихи о разных профессиях, загадки о профессиях;
Поскольку проект построен на интеграции познавательно-практического опыта с изучением национального наследия родного края то одной из задач является продолжать знакомить детей с профессиями родного края. Дети с радостью обыгрывают полюбившиеся им социальные роли в сюжетно-ролевых играх, где видна способность детей творчески развивать сюжет игры, воспитываются такие человеческие качества, как чуткость, вежливость, доброта, отзывчивость, формируется культура общения. Большой интерес у детей вызывают профессии, которые представлены кем-то из родителей. Личный опыт человека завораживает, ребята с неподдельным интересом слушают об особенностях работы.