Резеда Искандарова
Формирование элементарных математических представлений дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Пчелка» с. Кармаскалы
муниципального района Кармаскалинский район
Республики Башкортостан
Выступление на педагогическом совете
на тему: «Формирование элементарных математических представлений дошкольников в детском саду»
Подготовила:
воспитатель
высшей
квалификационной
категории
Искандарова Р. Н.
Кармаскалы – 2020
Темочки:
Формирование математических представлений в детском саду осуществляется с младших групп, где проводится специальная работа по формированию элементарных математических представлений. Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами, формируется умение у детей различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их цвете или размерах.
У детей среднего возраста формируются элементарные количественные представления : счетная деятельность, умение считать различные предметы в разных условиях и взаимосвязях, вырабатывается понимание числа. Дети постепенно овладевают умением сравнивать множества по количеству. Формируются элементарные представления о величине предметов. Дети овладевают сравнительной оценкой величины не только в убывающей, но и в возрастающей степени. Формируются умения сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно, развивается глазомер, формируется представление о объемности предметов, о сравнении предметов по массе. Формируются элементарные математические представления о формах предметов. В средней группе прежде всего нужно закрепить умение различать и правильно называть круг, квадрат и треугольник, а затем знакомить с новыми геометрическими фигурами путем сравнения с уже известными. Формируются элементарные пространственные представления, и представления детей о времени.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»). Дети шестого года могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов : например, расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложечек разного размера. Если предложить ему простой план комнаты, то он сможет показать кроватку, на которой спит. Освоение времени все еще не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. В старшей группе расширяются виды наглядных пособий. В качестве наглядного материала продолжается использование игрушек, но большое место начинает занимать работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки могут быть схематичными. В старшей группе, предметы, отсутствующие в данной момент, педагог заменяет моделями геометрических фигур. Например, мальчиков - большими кружками, а девочек - маленькими. Такая наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти. В старшей группе по математике используют большое количество пособий, раздаточного материала, поэтому важно предусматривать порядок их размещения. Нужно разложить их в таком порядке, чтобы вверху лежали те, которые потребуются в первую очередь, а внизу – в последнюю.
В подготовительной группе происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник 6-7 лет не только может различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный, так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т. п., так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т. п. В этом возрасте продолжают широко использовать наглядность, но меняется характер самих пособий. Предметы заменяются их изображениями, условными обозначениями, таблицами, схемами, а также детям предъявляют предметы, отличающиеся все большим количеством признаков: цветом, размером, формой, разным расположением. Заданиям нужно придавать игровой характер, включать элементы соревнования, возможность выиграть, например, «Кто больше назовет вопросов со словом «сколько», «У кого столько же?» Большое оживление в работу вносят занимательные задачи, «замысловатые» вопросы, загадки, стихотворения, считалки, веселые картинки математической направленности.
Таким образом, процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам, приемам и формам организации работы по математической подготовке до