Светлана Наумкина
Воспитательная деятельность для формирования и развития личности обучающегося
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете
Роль компетентностного, личностно-ориентированного,
деятельностного, культурологического
подходов в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Как и все направления воспитательной деятельности, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей и т. д. Вместе с тем спецификой этого направления воспитания является то, что оно приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.
Публикация «Воспитательная деятельность для формирования и развития личности обучающегося» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающеговсе значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности.
Успешность и результативность патриотического воспитания во многом зависит от профессионально-личностных особенностей деятельности педагогов в области патриотического воспитания, эмоциональной отзывчивости, нравственной чуткости, творческого стиля мышления, находчивости, способность к эмпатии, ориентации на интересы и запросы молодых людей.
Профессиональная педагогическая компетентность педагога в области гражданско-патриотического воспитания рассматривается нами как способность создавать условия для духовно-нравственного становления детей и молодежи, формирования ценностей патриотизма и гражданственности, готовности личного участия в судьбе своей страны, своего отечества.
В гражданском воспитании могут использоваться различные подходы : компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический и т. д. Каждый из них акцентирует тот или иной аспект гражданского воспитания.
Компетентностный подход
Компетенция – индивидуальное свойство личности, позволяющее продуктивно решать жизненные задачи в определенной сфере деятельности.
Главное в компетенции – не «знать» или «уметь», а мобилизовать то или иное знание или умение в нужный момент.
Компетентность – это способность и готовность человека продуктивно решать широкий круг задач в какой либо отдельной области.
Введение компетентностного подхода в воспитательный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении воспитательного процесса, и в практике работы педагога.
Личностно- ориентированный подход
Личностно-ориентированный подход отличается от традиционного тем, что
ребенок не просто "заполняется" информацией (знаниями, но еще приобретает умения и навыки в практическом и психологическом плане, исходя из собственных личностных качеств и природных способностей. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно,
означает становление субъектно-объектных отношений. Внедрение личностно-ориентированного подхода в воспитание позволяет создавать условия для самореализации обучающихся, развития способности адаптироваться к условиям новой жизни.
Деятельностный подход
Всякое учение деятельность. Деятельностный подход это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности детей.
Принципиально важные характеристики деятельностного подхода, которые должны учитываться в практической деятельности :
1) интегративность: деятельностный подход основывается на взаимодействии положений педагогических дисциплин (психологии, дидактики, предметной методики) и методологии базовой науки;
2) системность: деятельностный подход осуществляется на всех этапах учебного процесса при целеполагании, планировании и организации учебных занятий, проверке и оценке достиженийобучающихся;
3) диалогпедагога и ребё нка: чем более самостоятельно работают обучающиеся, тем более внимательным и гибким должно быть наблюдение педагога за учебным процессом. Очевидно, что в данном случае принятый некогда термин «управление учением» не очень подходит. Скорее стоит говорить о продуманном педагогическом обеспечении, сопровождении самостоятельной деятельности обучающихся.
Туризм и краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и
молодежи. Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания в них патриотизма и нравственности, любви к малой родине получили широкое распространение в России ещё с начала XX века.
Культурологический подход
Начиная с дошкольного возраста и на протяжении всего школьного обучения, процесс освоения мировой культуры обладает огромным потенциалом в преодолении духовно – нравственных проблем воспитания. именно этот период является наиболее значимым для приобщения детей к культуре своего народа, своей страны. В этот период их чувства отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребёнка и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребостей, выражают отношение ребёнка к окружающему миру.
Проблема патриотического воспитания приобретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности учащихся.
Сегодня мы понимаем определение патриотического воспитания как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Воспитание молодежи в современном обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.
Духовность человека заключается в любящем отношении к другому человеку, в приоритетности чужих интересов над собственными. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта. Моральные качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части, остаются в нем на всю жизнь.
В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Чтобы воспитать информированных, думающих о сообществе граждан, не достаточно только говорить о демократических идеях, нужно дать им возможность познакомиться с этими навыками и ценностями на практике. Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнего… поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.
Сегодня в системе образования РФ сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы. Чтобы воспитать информированных, думающих о сообществе граждан, не достаточно только говорить о демократических идеях, нужно дать им возможность познакомиться с этими навыками и ценностями на практике. Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнего… Поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример. И этот пример должен исходить от нас взрослых.