Ольга Савченко
Система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и школьным звеном общего образования
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Публикация «Система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и школьным звеном общего образования» размещена в разделах
Еще в “Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.) были:
• выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;
• определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования;
• обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;
• даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе.
Введение же и принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального общего образования стало важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
В основах построения непрерывного дошкольного и начального общего образования подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период. должна быть направлена на развитие личностных качеств ребенка, необходимых для овладения учебной деятельностью.
Таким образом, основными линиями преемственности являются :
-преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования,
-форм и методов обучения детей,
-образовательных программ.
Если проанализировать вышеперечисленные документы, то можно найти общие точки соприкосновения. Остановимся на некоторых из них.
Так Стандарты включают в себя группу требований к программам ДО и НОО (к структуре, к условиям реализации, к результатам освоения программы).
Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы.
Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ.
Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ :
– на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;
– процесс успешной социализации ребенка;
– развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;
– сохранение и укрепление здоровья детей.
Следующей точкой соприкосновения является преемственность в образовательных областях.
Таким образом, эти точки соприкосновения представлены как направления преемственности и заключаются в :
1. Согласовании целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Отборе содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.
3. Обогащении организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Для образовательного процесса теоретическая разработка понятия преемственности является важной проблемой, предваряющей собственно построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГОС ДО И ФГОС НОО
Для дошкольной образовательной организации Для общеобразовательной организации
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
– развитие любознательности, стремления к расширению знаний;
– формирование и развитие основных познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, речи);
– формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогами и сверстниками;
– развитие инициативности, самостоятельности, активности;
– формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (умение ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль). – введение в педагогический процесс разных видов детского творчества (игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);
– обогащение содержания уроков эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка, технология и т. п.); – приобщение детей к национальной художественной культуре;
– создание в школе развивающей предметной среды;
– широкое использование игровых приемов в первый год обучения
Проанализировав и обобщив их можно общие задачи преемственности :
1. Определение общих и специфических целей образования на каждой из данных
ступеней и на основе поступательной взаимосвязи этих целей определение
преемственных целей (сохраняющихся и развивающихся на обоих этапах).
2. Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной
методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм
организации) с обоснованием преемственных связей этих параметров на разных
возрастных этапах.
3. Построение единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся
с обоснованием методической системы и исключающей необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на дошкольном этапе, ориентацию на форсированное обучение (натаскивание) предметным знаниям, умениям, дублирующее школьные программы.
Так что же такое преемственность?
Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования. Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.
Сегодня процесс преемственности мы рассматриваем с двух сторон:
• на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;
• школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
• координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
• обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.
Итак, подведем итоги системного анализа ФГОСов в вопросе преемственности :
1. Цель взаимодействия “ДОУ – школа” : обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения.
2. Преемственность рассматривается как непрерывный двусторонний процесс, где школа – преемник, опирающийся на достижения ребёнка и инициатор координатор взаимодействия.
3. Задача: совместная разработка и реализация модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.
В целом схема организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школы может быть следующей и во многих организациях она именно такова и заключается в:
1. Сборе и анализе информации о возможностях образовательных учреждений по обеспечению преемственности.
2. Заключении договора о сотрудничестве между участниками сетевого взаимодействия создание органа, управляющего взаимодействием между участниками сети (например, координационного совета).
3. Составлении проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.
4. Осуществлении образовательного процесса с использованием привлеченных ресурсов сетевого взаимодействия.
Задачи, решаемые в рамках этого взаимодействия между ОУ и ДОУ :
• обеспечение полноценного взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе
• формирование у старших дошкольников основы умения учиться
• создание условий для возникновения у детей интереса к обучению в школе
• создание условий для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения
• способствование физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья
• обеспечение сотрудничества педагогов и родителей.
Однако, мы это взаимодействие рассматриваем шире.
ИТАК, Отталкиваясь от современной трактовки понятия «преемственность», которое сегодня характеризуется более широко - как «непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода», нами были определены ведущие дидактические принципы и организационно – педагогические условия построения преемственной развивающей образовательной системы, в которой мы обозначили важнейшие аспекты проблемы преемственности : целевой, содержательный, технологический, психологический, управленческий и структурно – организационный.
Рассмотрим подробнее каждый компонент преемственности.
1. Целевая преемственность обеспечена согласованием целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т. е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки. И представлены они в виде модели выпускника ДОУ и первоклассника школы.
2. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников. В организации дополнительного образования (кружковая работа) учитывается преемственность в реализации приоритетных направлений ДОУ – школы.
На протяжении всего периода взаимодействия необходимо отслеживать востребованность тех способностей, развитие которых обеспечивается Программой ДО, скоординированной с программами начальной школы.
Преемственность образовательных программ обеспечивается:
• отбором содержания образования, адекватного возрастным особенностям детей;
• использованием различных видов деятельности ребенка (для детей старшего дошкольного возраста – игры, рисование, конструирование, экспериментирование, спортивные мероприятия и т. д.); в начальной школе эти виды деятельности органично дополняют учебную деятельность;
• связанностью, взаимопроникновением и взаимодействием направлений развития детей (дошкольное и начальное школьное звено) : физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического.
С целью выравнивания стартовых возможностей детей на этапе их перехода к обучению в школе немаловажным является и коррекционно – развивающая работа с детьми», которая представляет собой систему игровых занятий, направленных на психологическую подготовку воспитанников старших и подготовительных групп детского сада к поступлению в школу на основе индивидуального подхода в соответствии с «зоной ближайшего развития». Это, прежде всего, психолого-педагогическое сопровождение детей.
Результатами освоения программы ДОУ являются целевые ориентиры. Результатами освоения программы НОО являются личностные, предметные и метапредметные качества. И если сравнить модели выпускника ДОУ и начальной школы, то можно увидеть, что формируются у детей одни и те же качества личности, обеспечивая тем самым преемственность.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП ДО РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП НОО
Целевые ориентиры
не подлежат непосредственной оценке,
не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей. (При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий). Универсальные учебные действия
•личностные результаты (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке)
•метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)
•предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)
3. Технологическая преемственность обеспечивается отбором общих средств обучения, выработкой общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительных и старших группах детского сада и начальных классах, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности. Выработаны и соблюдаются единые для детского сада и начальной школы принципы организации предметно - развивающей среды игровых комнат, учебных классов и кабинетов.
«Сквозные» линии предметно – содержательного компонента позволяют строить педагогические процессы в едином контексте творческого развития детей, формирующего продуктивное воображение и творческое мышление.
4. Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение.
Проблемный вопрос, который возникает на пути преемственности – это отсутствие согласованности в применяемых формах и методах в дошкольном образовании и начальной школе.
Специфика дошкольного возраста диктует необходимость применения тех форм и методов, которые адекватны возрастным особенностям детей.
На сегодняшний день в сфере дошкольного образования наработано большое количество разнообразных форм организации обучения.
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.
Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
Необходимо отметить преемственность форм организации образовательного процесса, которые на ступени дошкольного и начального школьного образования характеризуются наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной, индивидуальной, групповой, парной работы.
5. Управленческая и структурно – организационная преемственность обеспечивается реализацией общих подходов к управлению и организацией работы по осуществлению преемственных связей, которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: минипедсоветов, круглых столов, семинаров – практикумов, методических совещаний специалистов и других совместных мероприятий.
Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.