Ольга Ступицкая
Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №23-Центр развития ребёнка г. Россоши Россошанского муниципального района
Воронежской области
Районный конкурс педагогического мастерства
«Воспитатель года-2017»
Научная концепция педагогической деятельности:
«Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой»
Ступицкой Ольги Владимировны,
воспитателя 1КК
2017 год
Содержание:
Публикация «Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой» размещена в разделах
• Введение
- актуальность;
- цель и задачи преемственности дошкольной и начальной ступеней образования.
• Основная часть
- принципы работы по преемственности ДОУ и школы;
- формы осуществления преемственности ДОУ и школы.
• Заключительная часть
- результаты работы.
Используемая литература
Приложение
1. Введение:
«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут»-говорил древнегреческий философ Аристипп.
Прошли века, а вопрос не теряет своей актуальности. Не случайно, в законе «Об образовании», «Дошкольное образование» определено, как первая ступень образования и на мой взгляд-это основная базовая ступень, которая выступает фундаментом развития личности ребёнка, и наша задача дать возможность каждому выпускнику легко адаптироваться к школьной жизни.
Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется, как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Преемственность между ДОУ и школой - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены, и требуют пристального внимания.
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного и дошкольного образования – важный этап в преемственности детского сада и школы.
Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он находится в тесном контакте с педагогами, родителями, сверстниками и то, как ребёнок развивается физически, психологически и умственно, конечно же мне не безразлично. Ведь в этом возрасте, ребенок как губка, впитывает все новое и моя цель дать ему только самое хорошее.
В своей работе с детьми руководствуюсь следующими принципами:
- обеспечение эмоционального благополучия;
-формирование самостоятельности, инициативности и ответственности;
-равенство и сотрудничество;
- уважать мнение каждого ребенка;
-не поучать, а научить;
-каждый ребенок -индивидуальность!
В педагогической деятельности перед собой и воспитанниками я ставлю следующие задачи:
1. Приобщение к ценностям ЗОЖ.
2. Обеспечение эмоционального благосостояния ребенка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.
3. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
5. Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
2. Основная часть:
Между нашим детским садом и начальной школой уже давно установились прочные деловые отношения, которые начинаются с:
-заключения договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности.
-составления совместного перспективного плана работы по преемственности и в течении года работы по нему. Воспитатели и учителя заинтересованы, чтобы наши выпускники были хорошо подготовлены к школе.
-планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе.
-проведение совместных мероприятий различных по форме и содержанию;
-проведение родительских собраний «На пороге школы», «Готовность ребенка к школе», анкетирование родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», консультации и советы родителям.
Формы работы проходят через все виды деятельности и интегрированы со всеми образовательными областями. Эти формы работы вы можете увидеть на слайдах.
1. В работе с детьми:
-Периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы : библиотекой, классными кабинетами, столовой, спортивным залом, и др. Каждый год 1 сентября дети подготовительной группы посещают школьную линейку. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
-Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах: участие в совместных тематических неделях («Правила ПДД», «Пожарная безопасность», «Электроприборы, энергосбережение», «Зимние забавы детей» и т. д.
-Участие в выставках рисунков и поделок: «Дары осени», «Хлеб всему голова», «Новый год», «Символ Нового года».
- В различных акциях:
экологическая акция «Трудовой десант»-школьники сажали на территории детского сада саженцы деревьев;
«День добра»- где старшеклассники в рамках акции пошили белые косынки. Они рассказали о значении белого платка или косынки:
это древний символ примирения, чистоты помыслов, чистоты души, материнства, основы жизни человечества. Белый платок бросают между враждующими сторонами;
«Дарите добро» -в рамках этой же акции была организованна встреча с представителем церкви отцом Виктором, который рассказал нам о том, что честность и доброта могут совершать настоящие чудеса. Добрые люди гораздо меньше болеют, да и живут дольше, потому что они с большим оптимизмом смотрят на мир, ощущают свою жизнь более слаженной, стройной, гармоничной. У добрых людей лучше иммунитет и здоровее сердце.
- Совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников : -конкурс чтецов «Люблю тебя, моя Россия»; викторина по сказкам К. И. Чуковского; окружная игра-викторина по безопасности дорожного движения "Изучаем ПДД - предупреждаем ДТП"; «Шашечный турнир»; Соревнование «Сильные, ловкие».
-Встречи с бывшими воспитанниками детского сада: в рамках тематической недели «Музыкальная гостиная» мы приглашали бывших воспитанников, занимающихся в музыкальной школе, которые рассказали о музыкальных инструментах и исполнили музыкальные произведения.
-Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
2. Взаимодействие педагогов: Семинары, мастер-классы, круглые столы; выступления на заседаниях МО; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; проведение диагностики по определению готовности к школе.
3. Сотрудничество с родителями: - совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы (Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года и в конце. Где они рассказывают о программах реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о приобретениях, необходимых для поступления в школу, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т. д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.); консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ; дни открытых дверей; творческие мастерские; анкетирование и тестирование родителей.
3. Заключение:
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Практика работы нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы при поступлении в школы показывают хорошие результаты. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ, наши выпускники хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая.
Я считаю, что детский сад будущего должен быть вторым домом для детей, где они могут обрести счастье. А счастливый человек - прежде всего здоровый человек. Поэтому в детском саду будущего должны быть созданы условия для полноценного развития физических, творческих, познавательных способностей каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями. Детский сад будущего - это дом положительных эмоций, улыбок и радости, где каждый ребёнок осознаёт себя личностью и умеет радоваться, не только своим, но и чужим достижениям. м СМИ
Используемая литература:
• Бабаева Т. И. У школьного порога. – М., 1993.
• Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
• Венгер Л. А. как дошкольник становится школьником. // Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
• Детский сад и школа будущего : основы сотрудничества и партнёрства. / Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
• Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. / Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М., 2006.
• Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство. Детство-Пресс», 2014.