Светлана Лобанова
Математическая грамотность дошкольника (из опыта работы)
▼ Скачать +Заказ
«Математическая грамотность дошкольника»
С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Просыпаясь, мы вспоминаем, какой нынче день, в котором часу нам надо отправиться на работу, в школу и когда возвратимся домой. Вечером нам надо знать, когда будут передавать по радио или телевидению нужную информацию. Днем нам неоднократно приходится подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо уплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придется отмерить, сколько взять крупы, масла, муки и пр. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами и т. д.
Публикация «Математическая грамотность дошкольника (из опыта работы)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Темочки
Словом, каждому из нас ежедневно приходится обращаться к математике, ее правилам. Пользоваться основами математики стало для нас настолько обычным и естественным делом, что мы уже и не задумываемся о том, что было бы, если бы наши предки не открыли числа, не придумали цифры и не изобрели действия!
Для удовлетворения наших жизненных потребностей необходима математическая грамотность.
Начинать формировать предпосылки математической функциональной грамотности необходимо уже с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте создается базовая основа математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, адаптироваться к окружающей среде и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач.
Математическая грамотность дошкольника – способность выделять математическую проблему и решать ее, функционально использовать математические знания и умения в различных жизненных ситуациях.
Для формирования предпосылок математической грамотности современному дошкольнику важно создать условия для освоения познавательных действий, становления сознания; формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе и др.). Важно не только научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи и пр. Преследуемая главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются или столкнутся в жизни.
Рассмотрим составляющие математической грамотности.
1. Способность оперировать математическими понятиями, знаниями и умениями в моделируемых жизненных ситуациях.
Компоненты этой составляющей:
- способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры, пространство) в моделируемых ситуациях, т. е. умение считать и отсчитывать предметы, множества, сосчитывать разные совокупности предметов по образцу, по названному числу; умение разбивать и воссоединять их, сравнивать разные части, выделять общую часть; умение обозначать количество предметов с числом; способность использовать вычислительные навыки в решении арифметических задач; умение сравнивать, измерять параметры величины (длину, ширину, высоту) с помощью измерительных приборов и условной мерки; умение измерять объем жидких и сыпучих тел; умение зрительно распознавать геометрические фигуры и тела, называть их свойства; умение ориентироваться в пространстве по основным направлениям;
- способность устанавливать математические отношения (время, протяженность, масса) в моделируемых жизненных ситуациях, т. е. умение определять время и ориентироваться по времени с помощью часов, календаря; умение различать временные отрезки различной протяженности; умение сравнивать предметы по признаку «масса»; определять более тяжелый предмет «на руках», с помощью приборов;
- способность устанавливать математические изменения и зависимости (увеличивается, расходуется) в моделируемых жизненных ситуациях, т. е. умение разбивать множества и воссоединять их, сравнивать разные части, видеть равные части, выделять большую часть; умение сравнивать предметы по различным параметрам, строить сериационные ряды (по убывающему/нарастающему признаку); умение пользоваться приемами наложения и приложения для определения равенства или неравенства предметов по величине; способность осознанно употреблять в речи слова, определяющие расстояние («ближе», «дальше», «близко», «далеко»).
2. Владение математическими способностями в моделируемых жизненных ситуациях.
Компоненты этой составляющей:
- способность находить, анализировать, интерпретировать математическую информацию об объектах реального мира, т. е. умение устанавливать причинно-следственные связи об объектах реального мира; способность анализировать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы;
- способность формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков в моделируемых жизненных ситуациях, т. е. умение видеть сохранение массы предмета независимо от преобразования предмета, отражать результаты измерений в речи с использованием математических терминов; умение видеть сохранение объема, величины независимо от формы предмета, отражать результаты измерений в речи с использованием математических терминов;
- способность действовать по инструкции (алгоритму, использовать символьный язык, т. е. умение расчленять сложные действия на более простые, логически выстраивать цепочку событий; умение планировать свои действия, придерживаться определенных правил.
В каких видах деятельности можно формировать математическую грамотность?
- непосредственно образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
- совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач; на осуществление функций присмотра и ухода.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. Ознакомление с величиной, формой, пространством должно строиться по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного непосредственного познания к логическому.
Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. (Начинаем знакомство с визуального рассмотрения больших и маленьких предметов – «большой – маленький», например, кошка большая, а мышка маленькая, самолет большой, а велосипед маленький). Дальше учим на наглядной основе сравнивать группы предметов – много – мало (визуально, а больше-меньше, поровну - путем составления пар. Можно придумать множество игровых ситуаций для сравнения групп предметов… (Показать пример с зайками и медвежатами, белочками и шишками). После того, как ребенок начнет понимать математические отношения больше-меньше, поровну, можно обучать счету, знакомить с цифрами – знаками для обозначения чисел, с числовым рядом, давать представления о числах в пределах 10, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел.
Форма, так же, как и величина, является важным свойством предметов. Она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов и их частей.
Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях. Это – сенсорное восприятие формы предмета (когда ребенок определяет не только форму наряду с прочими признаками, но и умеет, абстрагируясь, узнавать, видеть ее и в других предметах). (Игра «На что это похоже?», таблицы «Предметы, имеющие определенную форму: круглые, квадратные…» и «Предметы, имеющие форму геометрических тел: шарообразные, кубические и т. д.»). И второе направление – развитие элементарного геометрического мышления. (Угол, луч, кривая, прямая линии, замкнутая линия, ломаная линия, отрезок и умение находить их в окружающих предметах – показать плакат)
Не менее существенна в математической грамотности и пространственная ориентировка детей, т. к. в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами «Величина», «Геометрические фигуры» и тоже имеет чувственную основу. Она предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Сначала ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е. по сторонам собственного тела: правая-левая рука, верх – где голова, низ – где ноги. Позднее, в старшем дошкольном возрасте, к нему добавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверху-внизу, слева-справа. (Показать картинки по теме «Ориентировка в пространстве»: «Определи местоположение предметов в комнате; на стеллаже; на лесной поляне и т. д.).
В разделе о пространственных отношениях в средней и старшей группах работаем над формированием умения ориентироваться по элементарному плану. Используем игровые сюжеты, например, «Помоги Зайке добраться до своего домика» или «Помоги Зайке встретиться с Медвежонком». («Как Заяц пришел в гости к Лисе»: показать на примере сказки о том, как Лиса и Заяц подружились и Лиса пригласила Зайца к себе в гости. «А где ты живешь? – спрашивает Заяц. Лиса рассказала, как добраться до ее домика. Но Заяц не запомнил. Поможем Зайчику? После обсуждения приходим к выводу: «Для того, чтобы было проще найти нужное место, люди придумали план, на котором рисуют улицы, дома, деревья и т. д., все то, что поможет отыскать это место. И когда с помощью плана вы хотите найти дорогу до нужного места, надо внимательно смотреть, что находится справа, слева, куда надо поворачивать на пути к цели). Со временем люди придумали карты, атласы и т. д., ввели понятие «масштаб».
В старшем дошкольном возрасте знакомим с условными знаками, символами, обозначающими свойства предметов (размер, цвет, форму).
Я на своих занятиях знакомила с условными знаками для обозначения размера, цвета и формы. (Показать таблицы с условными обозначениями размера, формы и цвета). А также с символами, обозначающими определенное место. Например, для обозначения «Аптеки» придумали «зеленый крест». (Вывески магазинов, номера домов, названия улиц, остановки, здания т. д.)
Очень важен для формирования математической грамотности раздел «Величина». Учим детей выделять различные параметры величины предметов и сравнивать предметы по длине, ширине, высоте сначала способом прямого накладывания или прикладывания их друг к другу (когда непосредственное сравнение возможно, а затем способом измерения с помощью условной мерки (когда непосредственное сравнение предметов невозможно…
В младшем дошкольном возрасте ребенок усваивает эти знания в процессе деятельности, действий с различными предметами. Например. Требуется собрать кукол в гости, завязать им банты. Имеются две ленты разной длины. Из какой ленты получится пышный бант? Сравнивают ленты и выбирают длинную.
Дальше, в старшем возрасте, обучаем простейшему способу опосредованного сравнения – сравнение двух предметов с помощью третьего. (Пример. Рассматриваем такую ситуацию. Две елочки. Под одной из них зарыт клад. Два добрых гнома хотят помочь Иван-царевичу найти его. Волшебница открыла секрет: клад находится под той елочкой, которая выше. Как определить? Дети активно включаются в предложенную ситуацию. В конце концов показывается способ сравнения: берется полоска бумаги, прикладывается к одной из елок, отмечается высота дерева, отрезается лишнее. Затем полоска-мерка прикладывается к другой елке и определяется, какая из елок выше. Или, например, требуется перевезти елку на грузовике к детям в д/сад на Новый год. Войдет ли елка в кузов грузовика? Проблемная ситуация.).
При изучении темы «Измерение длины с помощью мерки» со старшими дошкольниками знакомим с общепринятыми единицами измерения длины «сантиметр», «метр», использование линейки для измерения отрезков.
Наиболее сложно для детей понятие времени. Время определяется опосредованно, через конкретные признаки. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность дошкольников, деятельность взрослых в различные части суток. Начинаем знакомить сначала с частями суток через определенную деятельность в каждое время суток (например, просыпаемся, умываемся, идем в д/сад, взрослые – на работу, старшие братья, сестры – в школу – это утро) Знакомим с временами года, днями недели, месяцами. Позже говорим об изменении предметов со временем, о временных отношениях «раньше-позже», «сначала-потом», учим составлять сериационный ряд по данным временным отношениям. («Что сначала, что потом?», «Определи последовательность действий», карточки для индивидуальных заданий).
Старших дошкольников знакомим с понятиями «Масса», «Объем (вместимость)», «Площадь», «Символы»
«Масса» - это «тяжелее-легче», общепринятая мера измерения массы – килограмм, сравнение предметов по массе с помощью взвешивания. (Показать плакаты на эту тему).
«Объем (вместимость)» - учим сравнению сосудов по объему с помощью переливания, пересыпания, т. е. измерение жидкостей и сыпучих веществ. Вводится понятие «литр». Эта тема очень нравится детям… (Показать плакаты по теме).
«Площадь» - показывается прием сравнения фигур по площади с помощью мерки, знакомим с общепринятой единицей измерения площади – квадратным сантиметром. (Показать картинки по данной теме).
Заключение. Труд и разум сделали человека великим и сильным. Он открывает законы природы, изобретает различные механизмы, строит машины и здания, корабли и летательные аппараты. Но чтобы делать все это, он должен много знать и непременно считать – считать точно и быстро.
Математика стала необходимой помощницей даже в тех областях, которые веками обходились без всяких расчетов. Она проникла в химию и биологию, в медицину и языкознание, в металлургию и психологию, в литературоведение и историю. Причем не только проникла, но и помогла этим наукам в их развитии.
Какой станет математика завтра, сказать невозможно. Она развивается так стремительно, что предугадать, как далеко она шагнет, никто не может. Известно лишь, что завтра математика станет еще нужнее людям, еще более мощной и распространит свое воздействие на многие отрасли знаний и производства значительно глубже и шире.
А путь к вершинам математики начинается с дошкольного возраста. Желаю вам успехов и открытий на этом пути!