Симакова Татьяна
Исследовательская деятельность на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Свое выступление хочу начать со слов
Люди, научившиеся …наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Публикация «Исследовательская деятельность на прогулке» размещена в разделах
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Причина их актуальности – безграмотная, преступно расточительная, экологически невежественная деятельность людей в природе. Одна из главных задач государства – рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических.
Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для этого необходимо уделять больше внимания проведению с детьми наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. В два-три года можно и нужно начинать экспериментировать с детьми с окружающими предметами: песком, снегом, водой, ветром, солнцем. Экспериментировать с детьми нужно начинать с предметами, которые ребенок может подержать в руках, потрогать. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование.
«Песочек»
Цель: Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.
«Почему не получился куличик»
Цель: Ознакомить со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.
«Вода – жидкость», «У воды нет запаха»
Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).
«Вода прозрачная»
Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, с помощью ложки.
Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.»
Цель: Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.
«Делаем дорожки и узоры из песка»
Цель: Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.
«Песок и земля»
Цель: Ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).
«Движение песка».
Цель:Ознакомление со свойствами песка.
Подуть в трубочку на сухой песок. А теперь подуйте на сырой песок? Что происходит? Вывод: Песок сухой движется, а сырой нет.
«Кто играет ленточками?»
Цель: Продолжать знакомить свойством воздуха – движением.
«Следы»
Цель:Убедить детей, что на мокром песке остаются следы и отпечатки
«Море»
Цель:Познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу. (с бумажным кораблем)
«Играем с красками»
Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).
«Свойства солнечных лучей».
Цель: Познакомить детей со свойством солнечных лучей нагревать предметы.
«Солнечные зайчики»
Цель: дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.
«Воздух есть везде»
Цель: Определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде. (с помощью целлофанового пакета)
«Как работает воздух»
Цель: Увидеть, как воздух может поддерживать предметы.
(Смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.)
«Дети машут веером»
Цель:Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
Эксперименты со своей тенью.
Цель: познакомить детей с понятием «тень». Обратить внимание на то, что тени от солнца повторяют контур отражаемого предмета.
С детьми 4 -6 лет можно рассматривать листья разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет). Исследовать свойств воды : вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).
«Солнце высушивает предметы и песок»
при помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.
определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.
наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).
Дождь смывает грязь и песок с предметов, (под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой. Наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким. Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка. Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период. Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья). Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.
Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Ответить, кто же самый сильный на земле. Найти божью коровку и определить ее название. Наблюдать за полетом мух (длина перелета). Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться).
В нашем детском саду созданы неплохие условия для наблюдений на прогулке. На территории детского сада расположена метеостанция :
-флюгер;
-дождемер;
-календарь погоды;
-термометр;
Также огород, где разместились грядки каждой группы. Сад с садовыми деревьями и кустарниками черная и красная смородина, груша, яблоня, вишня. На каждом участке посажены деревья- сосна, ель, береза,
Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям, необходимо уметь пробудить в ребенке интерес. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательскойдеятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. В заключении хочу еще раз напомнить, что ребё нку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: пейзажи в разное время года и многое-многое другое. Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательныминтересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это - ничто иное, как психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья.