Евгения Зубрилина
Опыт работы «Внеурочные занятия «Умелые руки» с учащимися начальной школы»
▼ Скачать + Заказать документы
В этом учебном году я веду внеурочные занятия «Умелые руки». Занятие проводилось 1 раз в неделю.
Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
Публикация «Опыт работы „Внеурочные занятия „Умелые руки“ с учащимися начальной школы“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Задачи:
- обучить детей различным приемам преобразования бумаги, пластилина ткани и других материалов;
- развивать воображение, умения видеть необычное в обычных предметах, развивать художественно – творческих способностей и творчества детей;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Направления работы :
- развитие творческих способностей;
- художественно – творческое развитие;
- познавательное развитие.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуальный подход.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Девизом работы можно взять слова :
Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – понимаю!
Основная цель занятий– научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение. Идти к этому можно разными путями.
У младшего школьника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому нашей задачей является удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.
Одним из наиболее приемлемых способов развить у детей творческие способности является искусство оригами.
Бумага - доступный для ребенка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от конфликтных ситуаций, снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Занятия по изготовлению поделок оригами не только воспитывают аккуратность, но также формируют ловкость пальцев и кистей ребенка, способствует развитию основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, улучшает восприятие, формирует у ребенка навыки пространственной ориентации, стимулирует речевое развитие.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д. ,развивает глазомер, активизирует мыслительные процессы, обогащает словарь специальными терминами.
Детям нравится заниматься оригами, потому что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка: приложил усилие, на первых порах не такое уж и большое, а из бумажного листа всегда что-то получается - хуже, лучше, не важно, зато свое. Сначала мы делали простые композиции, затем более сложные. Вводное занятие было посвящено искусству оригами, его истории.
Я показываю и проговариваю последовательность изготовления. Показываю и объясняю как нужно выполнять тот или иной сгиб. Подводя итоги занятия, я оцениваю аккуратность выполнения работы каждым ребенком, проявленное при оформлении творчество, умение работать в коллективе.
Я попробовала разработать свой вариант занятий.
Все занятия строятся по единому принципу: в начале несколько минут отвожу организационным моментам, затем следует само занятие, в котором можно выделить 4 основных этапы работы.
1 этап – рассказ – показ. Я показываю и рассказываю детям историю. Часто дети, отвечая на вопросы, догадываясь, придумывая, помогают мне эту историю создавать. В процессе рассказа – показа из бумаги, пластилина и т. д. рождается определенный образ, который остается перед детьми до конца занятия.
2 этап – выполнение работы. Дети делают свои работы. Я помогаю тем, кто нуждается, ставлю перед детьми проблемные ситуации. Со временем и сами дети начали помогать тем, у кого пока не все получается.
3 этап – просмотр работ, обсуждение. Результатом занятия являются коллективные или индивидуальные работы. В коллективной работе стараюсь показать важность вклада каждого участника. А в каждой индивидуальной работе нахожу что – то интересное, неповторимое и обращаю на это внимание всех детей. Все работы обязательно показываем или дарим родителям.
4 этап – совместная игра. Поделки дети включают в игры.
Занятия увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом.
Работа во время занятий не только увлекательно проведением досуга, но и средство развития мелкой моторики. А это тесно связано с развитием речи.
Оригами и конструирование благоприятно воздействует на развитие внимания, памяти.
К концу учебного года дети научились делать разметку по шаблону, лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции.
В аппликации дети могут создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания, создавая сюжетные и декоративные композиции.
Работая по данному направлению, мне удалось достичь определенных результатов. У ребят заметно возрос интерес к ручному труду. Они стали более уверенными и самостоятельными, более активными в образовательной деятельности. Дети стали более чуткими, внимательными, отмечается положительное отношение к собственной деятельности, её результатам.
Достижения детей:
- дети умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляют творческий подход к каждой работе;
- владеют приёмами работы различными инструментами, знают правила техники безопасности при обращении с ними;
- проявляют большой интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
Таким образом, работа детей на занятиях способствовала :
- развитию дисциплинированности, творческих способностей;
- воспитанию усидчивости, ответственности, аккуратности, бережного отношения к предметам и материалу;
- формированию добрых чувств к близким и друзьям;
- воспитанию самостоятельности, уверенности в себе, положительной самооценки.