Получи документы

Психологическое здоровье ребёнка — критерий успешности работы ДОУ

Елена Игоревна Банщик
Психологическое здоровье ребёнка — критерий успешности работы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на педагогическом часе по теме

"Психологическое здоровье детей как критерий успешности работы дошкольного учреждения"

Слайд 2

Здоровье человека - это состояние полного душевного, физического и социального благополучия (энциклопедический словарь медицинских терминов).

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности (Дубровина).

Слайд 3

Публикация «Психологическое здоровье ребёнка — критерий успешности работы ДОУ» размещена в разделах

Давайте вместе с вами попробуем создать портрет психологически здорового человека (педагоги передают друг другу мяч и называют качества):

-спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир человек не только разумом, но и чувствами. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Этот человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Слайд 4

Но так как мы работаем с детьми, поговорим о специфике психологического здоровья ребенка (ПЗР).

Состояние ПЗР можно разделить на три уровня:

Высокий уровень- креативный

Средний уровень- адаптивный

Низкий уровень- дезадаптивный

Высокий уровень ПЗР – креативный - можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.

Средний уровень ПЗР – адаптивный - относятся дети в целом адаптированные к социуму, однако имеют некоторую повышенную тревожность. Такие дети нуждаются в групповых занятиях профилактически развивающей направленности.

Низкий уровень ПЗР – дезадаптивный - относятся дети, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной коррекционной работы.

Слайд 5

Факторы, влияющие на формирование психологического здоровья детей:

* Средовые (окружающий социум)

* Субъективные (индивидуальные особенности, свойства характера, темперамент)

Слайд 6

Задачи психологической поддержки детей:

* Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.

* Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения)

Практический инструментарий.

Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от особенностей и качеств личности, профессиональной компетентности.

Огромную роль при этом играет эмоциональное состояние педагога, каким будет эмоциональное состояние детей, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой.

Таким образом, необходимо начинать с себя. Сейчас мы с вами выполним несколько упражнений, позволяющих снять эмоциональное напряжение, приступы раздражения и тревоги.

Упражнения на саморегуляцию.

1 приём: Дыхание по йоге (вариант для взрослых)

Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев. Вы спокойны. Улыбнитесь.

Воздушные шарики (вариант для детей)

Сядьте и положите правую руку на живот, а левую на грудь. Дышите так, чтобы поднималась только ваша правая рука. "Сейчас мы будем надувать воздушные шарики разного цвета. Надуваем шарик красного цвета. Вдох - ладошка поднимается, выдох - ладошка опускается, шарик сдувается".

2 приём: Напряжение - расслабление.

Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции и прислушиваться к своему телу.

Представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте все сильнее! Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.)

Представьте, что вы ленивые коты и кошечки. Вообразите, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Давайте еще потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимите их вверх, над головой, откиньте назад как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Почувствуйте расслабление, тепло.

А теперь представьте, что вы – маленькие черепашки, сидящие на камушке, на берегу маленького симпатичного пруда, греетесь, расслабившись на солнышке. Вам так приятно, тепло и спокойно. Вдруг вы почувствовали опасность! Черепашки быстро прячут головы под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Но берегитесь, приближается еще большая опасность! Торопитесь, быстрее прячьтесь в своем домике, сильнее втягивайте голову! Старайтесь как можно сильнее ее втянуть, а то вас могут съесть. Но опасность миновала, и опять можно расслабиться. Теперь вы в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.

А теперь представьте, что вам нужно протиснуться через очень узкую щель в заборе, между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненьким, чтобы протиснуться и не получить занозу. Втяните живот и постарайтесь, что бы он прилип к позвоночнику. Станьте тоньше, еще тоньше, ведь вам очень нужно протиснуться через забор! А теперь передохните, уже не надо «утоньшаться». Расслабьтесь и почувствуйте, как живот «распускается», становиться теплым. Втяните живот. Подтяните его к самому позвоночнику. Станьте совсем тоненькими, напрягитесь. Вам очень нужно протиснуться, а щель такая узкая. Ну все, вы пробрались, и ни одной занозы! Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спину, расслабьте живот, пусть он станет мягким и теплым. Как вы хорошо себя чувствуете! Вы все сделали замечательно!

Оставайтесь расслабленными. Пусть всё тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул «распускается». В течение всего дня вспоминайте, насколько приятно это ощущение расслабленности и спокойствия. Теперь можно открыть глаза.

Эти упражнения можно выполнять перед сном, вместе с детьми, или в течение дня.

Рекомендации педагогам для формирования психологического благополучия в развитии ребенка:

* Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.

* Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.

* Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.

* Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.

* В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.

* Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым.

* Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

* Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.

* При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.

* Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Беседа с родителями на тему «Здоровье ребёнка, безопасность и чувство ответственности» Порой для человека то, что невидимо или то, что сейчас не разглядишь, кажется несуществующим, или сущим пустяком. На первый взгляд звук.

Психологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного телаПсихологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного тела (выступления на ГМО музыкальных руководителей) Музыкальное развитие ребёнка – дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение.

Консультация для родителей «Здоровье ребёнка в наших руках»Консультация для родителей «Здоровье ребёнка в наших руках» Здоровье - самое главное для каждого из нас. Основной фундамент здоровья закладывается в дошкольном детстве. Именно в детстве происходит.

Протокол родительского собрания «Здоровый образ жизни и режим как залог успешности ребёнка» в средней группе ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №218» общеразвивающего вида ПРОТОКОЛ 12.12.2019 г. №2 Родительского.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Опыт работы «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью»Опыт работы «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью» 7 апреля – Всемирный день здоровья! В настоящее время в связи с катастрофическим ухудшением состояния здоровья населения особенно остро.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Конспект занятия по ОБЖ «Здоровье ребёнка» Цель: Формирование у детей представлений о здоровье человека. Способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое здоровье ребёнка — критерий успешности работы ДОУ
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 15:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое здоровье ребёнка — критерий успешности работы ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Игоревна Банщик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД