Татьяна Борисовна Суховерша
Изучение индивидуальных способностей учащихся, специфики условий и процесса их развития
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение индивидуальных способностей учащихся, специфики условий и процесса их развития
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов предполагает обязательное изучение педагогами школы индивидуальных психологических особенностей и учебных возможностей учащихся. Зная индивидуальные особенности личности каждого школьника, опираясь на эти знания, воспитатель может строить работу более эффективно, добиваться высокой мотивации поступков, а, следовательно, достигать качественного результата, определяя общий уровень развития и воспитанности, прогнозирования развития личности.
Публикация «Изучение индивидуальных способностей учащихся, специфики условий и процесса их развития» размещена в разделах
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка.
На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся?
- Изучение учащихся следует начать с ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, особенностями здоровья, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.
- Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении : более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т. д.
- Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами.
- Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
- Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Наконец, значительное место занимает знание воспитателями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.
Основные методы и приемы изучения личности учащегося :
- анализ документации, наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, эксперимент, создание и моделирование педагогических ситуаций, педагогический консилиум, само и взаимохарактеристика, обобщение независимых характеристик и др.
Беседа является одним из главным методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа, как с самим ребенком, так и с взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание ее разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребенка и взрослого.
Педагогическое наблюдение
дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности, оно является основным в системе организации воспитания. Оно предусматривает констатацию следующих свойств и качеств личности:
- умение самостоятельно организовать и спланировать трудовую деятельность; - способность творчески подходить к выполнению того или иного задания; - увлеченность процессом труда;
- критическое отношение к результатам своей деятельности (стремление достичь наилучших результатов в работе).
В процессе наблюдения учителю необходимо обращать внимание на следующие личностные качества:
- дисциплинированность трудолюбие,
-бережливость,
- коллективизм,
-самооценка результатов работы,
-профессиональная направленность, т. е. активность в овладении профессиональными знаниями и умениями.
Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках
Опросник
дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов, конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениями.
Проективные тесты
позволяют изучить отношение учащихся к миру, к самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты
дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты.
Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Сочинения
помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.
Возможные способы диагностики изучения обучающихся.
«Мой портрет в интерьере»
Учащимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне определенного интерьера. Для выполнения работы, учащиеся получают лист бумаги, на котором в центре ученик должен расположить свой автопортрет, а на пустых листах он располагает то, что для него значимо и без чего его автопортрет не значим. Это и станет интерьером его автопортрета.
«Недописанный тезис»
Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.
1. Я считаю, что я.
2. Главное в моей жизни —это.
3. Мне хорошо, когда.
4. Мне плохо, когда.
5. Мне нравится, когда взрослые.
6. Мне не нравится, когда взрослые.
7. В свободное время я.
8. Самая большая радость моей жизни.
9. Самая моя большая ошибка.
10. Иногда мне хочется.
«Десять моих «Я»
Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.
Например:
Я – умный
Я – красивый и т. д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.
«Что у меня на сердце»
Учащимся раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Учитель дает следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.
Диагностика позволяет узнать причины переживания ребенка, найти пути их преодоления.
Таким образом, основной целью обучения становится раскрытие индивидуальных особенностей ученика, признание его своеобразности, формирование его как творческой личности. Наиболее важным результатом обучения становится не просто получение определенных знаний, а умение их извлекать из потока информации. Для развития этого умения воспитатель должен знать, какие стратегии предпочитает использовать ученик при восприятии и переработке информации, как эти стратегии сопоставляются с его собственными предпочтениями. В связи с этим педагог должен знать индивидуальные особенности ученика, оказывающие воздействие на процесс образования.