ольга зубенко
Опыт работы воспитателя детей младшего дошкольного возраста «Речь — на кончиках пальцев»
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей младшего дошкольного возраста ДОУ
по теме: «Речь – на кончиках пальцев»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ ДС № 38
«Колокольчик г. Светлоград
Зубенко О. В.
Добрый день, уважаемые коллеги, разрешите представить выступление по теме: «Речь- на кончиках пальцев».
Публикация «Опыт работы воспитателя детей младшего дошкольного возраста „Речь — на кончиках пальцев“» размещена в разделах
С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Поэтому в школе дети испытывают трудности в обучении, и в общении со сверстниками. В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). А мы удивляемся, почему наши дети плохо разговаривают?
Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития мелкой (кистевой) моторики рук.
Что такое мелкая моторика? Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие речи и ребёнка в целом.
На сегодняшний день проблема развития мелкой моторики отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Поэтому уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
В соответствии с ФГОС ДО, каждая образовательная область «включает решение задачи по развитию крупной и мелкой моторики обеих рук, поскольку, когда у детей развивают мелкую моторику пальцев, то осуществляется разнообразие тактильных впечатлений ребенка, оказывается большое влияние на развитие его речи, снижается проявление различных недостатков и даже снятие психического напряжения»
Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что, у многих слабо развита мелкая моторика рук: не могут правильно держать ложку и карандаш, застегивать-расстегивать застежки-молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках.
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Из чего следует вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных неразрывных процесса.
Для успешного решения данной проблемы я приступила к изучению методической литературы.
Проблемы речевого развития и мелкой моторики рук раскрыты в работах зарубежных педагогов (Ф. Фребеляя, М. Монтесори, Э. Кант, а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики, психологии и медицины (Е. И. Тихеева,А. И. Белая, В. М. Бехтерев, А. В. Запорожец)
Актуальность данной проблемы определила выбор темы: «Речь на кончиках пальцев»
Исходя из всего вышесказанного, я сформулировала цель и задачи, которые вы видите на экране
Методологической основой моей работы является концепция о разностороннем развитии ребенка в процессе активной деятельности и обучения (А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Л. Леонтьев).
Свою работу строю на основе современных дидактических принципов, которые опираются на закономерности обучения, развития в различных видах деятельности (на слайде)
Для эффективной реализации поставленной цели я сделала упор на развивающую предметно – пространственную среду с учетом требований ФГОС ДО: Мелкая моторика развивается в разных видах детской деятельности, поэтому имеющийся материал расположен в разных центрах активности:
Центр изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, гуашь, ватные палочки и диски, цветные мелки, восковые мелки, трафареты, фигурные линейки, бумага, фольга, и т. д.
Центр конструктивной деятельности: крупный и мелкий конструктор, мозаика и строительные наборы разной величины, блоки Дьенеша, пазлы, «Сложи узор» - из геометрических фигур.
Центр пескотерапии: бросовый материал: бутылочки, баночки, поролон, пластмассовые крышечки, трубочки, мех, ткань, вата, нитки; природный материал: палочки, веточки, камешки, опилки, шишки, желуди и т. д
Театральный центр: разные виды театра, в том числе пальчиковый, театр ходилки.
Игровой центр: игры: «Помоги Золушке», «Собери бусы», «Разноцветные клубочки», «Укрась елочку», «Башмачок», пуговицы и бусинки разного цвета и величины и т. д.
Имеющийся материал расположила таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры, проявлять свое творчество, реализовать свои замыслы.
В ходе работы по развитию мелкой моторики рук я применяю следующие методы обучения:
1. словесный
2. наглядный
3. практический
Существует множество видов занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. За сч т использования разнообразных изображающих материалов, новых технических при мов, нуждающихся в точности движений, но не ограничивающих пальцы реб нка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Сейчас я расскажу о тех, которые я использую в своей работе.
Массаж кистей рук и пальцев. Детям очень нравится массаж, мы его используем ежедневно, в режимных моментах. Также для массажа мы используем карандаши (катаем их в ладошках, массажные мячики (Су-Джок, шишки и орехи.
Ежедневные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, с использованием потешек)
Игры с бумагой. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами.
Игры с крупой,
Прячем ручки в крупу, Пересыпаем крупу из ладошки в ладошку, кормим птичек, перебираем по тарелочкам крупы, находим игрушку-сюрприз в крупе, «Сухой бассейн» из рис,
Игры с бусами.
нанизывание бусин на шнурок помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).
Игры с природным материалом.
И в группе и на прогулке из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и песка лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка. стимулирует развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций.
Игры с водой.
Пальчиковый театр, персонажи ходилки
Рисование (упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точ-ками) Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать палочкой на снегу и песке, пальцем на рассыпанной манной крупе, мелом на асфальте. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений.
Игры с пластилином (забудьте про мягкий пластилин, он не несет той силовой нагрузки, что обычный пластилин)
Конструирование, работа с мозаикой, с пуговицами, камешками марблс, пазлами развивает мелкую моторику, которая является основой развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
Выкладывание фигур из счетных палочек.
Спички, соломинки, ватные палочки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
Застёгивание, расстёгивание пуговиц и молний, липучек замочков крючков, шнуровки. Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Сегодня есть всевозможные виды шнуровок, а можно изготовить своими руками.
Очень многофункциональны наши бизиборды, и ребята их очень любят.
Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Для развития речи детей существует множество интересных развиваю-щих игр. Настольно – печатные игры можно приобрести в магазинах, либо сделать своими руками. (Разрезные картинки, сортеры, вкладыши, «Чей домик», «Чей малыш», «Чудесный мешочек») Применяя их, можно пополнить и обогатить словарный запас ребенка, развить познавательный интерес к окружающему миру, способствовать речевой самостоятельности и активности.
Однако стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. СЛАЙД 45 Иначе ребёнок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей.
Слайд При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В работе с родителями воспитанников применяю различные формы работы, в приемной оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Есть рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики, папка - передвижка: «Речь ребенка в три года : нормы и отклонения». Рекомендации и памятки. В начале года провела родительское собрание и консультацию на тему “Играем пальчиками – развиваем речь», привлекаю родителей к оказанию помощи в изготовлении пособий;
Сотрудничаю в ДОУ со всеми участниками воспитательно – образовательного процесса. С педагогами веду работу в форме консультаций, круглого стола, педагогических советов, семинаров, мастер классов. Участвую в сетевых педагогических сообществах с данной тематикой.
Продуктом моей деятельности является:
Тематические подборки пальчиковых игр. Подборка стихов для самомассажа с разными предметами.
Копилка разработок консультаций, семинаров – практикумов для родителей и коллег по теме.
Результатом моей работы является положительная динамика уровня развития мелкой моторики и речевого развития детей младшего дошкольного возраста, которая составила 38 %.
Надо отметить, что развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе : много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Перспектива работу по развитию речи детей посредством развития мелкой моторики рук буду продолжать планирую в следующем году вести кружок «школа умелого карандаша», оформить центр математической деятельности, где будут в достаточном количестве математические прописи, тетрадки в клетку, линейки с разными фигурами, ручки, карандаши, счетные палочки и многое другое.
Вывод: Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, тем самым развиваем речь, психику и интеллект ребёнка. Считаю, что проводимая мною работа по развитию мелкой моторики рук детей носит развивающий характер, содействует развитию мелкой моторики рук детей, способствует развитию речи, зрительного восприятия, памяти, образного мышления, развитию ручных умений и навыков, самореализации воспитанников, развитию мотивации, адаптации к современному миру.
Педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Ум ребенка на кончиках пальцев…», а мы говорим: «Будущее детей на кончиках пальцев».
Спасибо за внимание!