Елена Сызранцева
Выступление на методическом объединении воспитателей и музыкальных руководителей «Экологическое воспитание средствами музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей, так как экологическая культура человека закладывается и развивается уже с раннего возраста. Ребёнок начинает формироваться как личность, развивается позитивное отношение к природе. Какими вырастут наши дети, научатся ли они любить окружающий мир, не разрушать его красоту и первозданность, бережно относиться ко всему живому, зависит от нас, педагогов.
Публикация «Выступление на методическом объединении воспитателей и музыкальных руководителей „Экологическое воспитание средствами музыки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В повседневной жизни мы, сами того не замечая, воспитываем в дошкольниках любовь к природе. Например, давая детям полное представление о животных, педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни человека. Я думаю, что представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть расширены, углублены, систематизированы не только во время организации познавательно-исследовательской деятельности, но и в процессе музыкально-художественной.
Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Влияние музыки на формирование у детей экологической культуры очень велико: у ребёнка развивается художественное восприятие, богаче становится переживание, развиваются добрые чувства.
Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека.
Тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши из младших групп представляют себя птичкой («Птички летают» А Серова, зайчиком («Зайчики» Е. Тиличеевой, мишкой («Мишка» М. Раухвергера, кошечкой («Кошечка» Т. Ломовой). В программу включены и другие музыкальные миниатюры, с помощью которых ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа. Слушание музыки также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки.
Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки-прибаутки, считалочки в исполнении педагога, подражают в песенках крику животных и пению птиц. В песнях и сюжетах несложных танцев всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления (р. н. п. «Петушок», «Лошадка» М Симоновского, «Пляска с листочками» А. Филиппенко, «Дождик» Н. Любарского и др.).
На музыкальных занятиях в средней, старшей и подготовительной группах материал, освоенный детьми ранее, повторяется, усложняется и развивается. Продолжает формироваться любовь к природе, к животным, к растительному миру. Разучивая новый музыкальный материал, я всегда провожу с детьми вводную беседу. Например, разучивая в средней группе «Огородную-хороводную» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой, расспрашиваю детей о приметах осени, об овощах, выращенных на своём огороде. Или перед исполнением песни «Весёлый жук» (сл. и муз. Р. Котляревского, можно поговорить о насекомых, рассказать детям о том, что даже к самым маленьким жукам нужно относиться бережно. Дети начинают понимать, что все животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
Также дети очень любят игроритмику, в которой они то «путешествуют» к бабушке в деревню, где они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки, то они отправляются на лесную полянку, где превращаются в муравья, ёжика, волка, или спешат в зоопарк, где живут экзотические животные – львы, носороги, обезьяны. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя то диким и свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой, зайцем, медведем.
Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, шелест листвы и т. д.). Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой («Паучок», «Апельсин» и др., народные подвижные и хороводные игры («Васька-кот», «Ворон» и мн. др., а также музыкально-дидактические игры («Птица и птенчики», «В лесу» и мн. др.) помогают мне в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма, но и экологического направления.
Наглядность, поэтическое слово в совокупности с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых музыкальных образов, связанных с явлениями природы, ее сезонными изменениями, и обеспечивают успешный результат.
Особая роль отводится, конечно, музыкальным праздникам и развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств. На празднике мы не только исполняем песни, танцы, стихи, отгадываем загадки, но и решаем насущные экологические проблемы - Старичок-Лесовичок, прежде чем пригласить ребят в лес, рассказывает им - как же нужно в лесу себя вести, говорит о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших зверей, и не нужно их топтать и уничтожать.
В результате последовательной работы в плане экологического воспитания дошкольников посредством музыкальных занятий мы получаем следующие результаты:
- с первых лет жизни дети учатся бережному отношению к природе, учатся любить и понимать окружающий мир;
- ребёнок осознаёт себя частью природы;
- воспитывается уважительное отношение ко всему живому: насекомым, животным, растениям;
- формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением.
Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.