Толба Олеся
Педагогика удивления
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогика удивления» - особое направление современной педагогики, описывающее систему методов и приемов обучения и воспитания, основанных на когнитивной эмоции удивления, и опирающееся на принципы природосообразности, активности, проблемности, свободы творчества.
Удивление как реакция на что-то новое – один из механизмов формирования устойчивой мотивации к познанию окружающего мира.
Публикация «Педагогика удивления» размещена в разделах
С точки зрения психологии, удивление – это когнитивная эмоция. Если ситуация, вызвавшая удивление, оказывается безопасной, то удивление преобразуется в интерес, а если приятной – перерастает в радость. Удивление может стать «запускным механизмом» для формирования внутренней положительной мотивации ребенка к познанию нового.
Классификация основных источников удивления представлена в работах П, А Степичева. Взяв её за основу, мы остановились на трех классификационных признаках:
1. Удивление фактом;
2. Удивление методом;
3. Удивление развивающей предметно – пространственной средой (конкретным предметом).
Любая образовательная область может быть спроектирована как совокупность интересных фактов. В практике мы можем использовать лайфхаки как удивительные и удивляющие факты о знакомых предметах.
Лайфхак означает «хитрости жизни», «народную мудрость» или полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы, экономя время. Лайфхак не является чем-то новым. Это понятие означает оригинальное использование чего-то знакомого, известного, привычного в повседневной жизни.
1. Удивление фактом связано с творческим проектированием образовательных ситуаций. Важно помнить, что удивление вызывают факты, которые являются новыми и личностно значимыми для детей.
Весь воспитательно-образовательный процесс должен содержать то, что может вызвать у детей удивление, изумление, восторг, то, что дети запомнят на всю жизнь. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт. Для этого и можно использовать лайфхаки – предметы, которые открываются детям в новых ситуациях.
2. Удивление методом предполагает умелое владение педагогом «профессиональными инструментами». То как педагог представляет материал, его методический инструментарий и используемые педагогические технологии могут вызвать удивление, даже если предлагаемые факты или область знаний сами по себе не обладают большим потенциалом для эмоционального восприятия детьми.
Здесь используется педагогическая мастерская «Познавай. Удивляйся. Радуйся».
И. А. Мухина учитель литературы одна из «первооткрывателей» технологии «Педагогическая мастерская», пишет: «Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия».
Педагогическая мастерская «Познавай. Удивляйся. Радуйся» создана для решения следующих образовательных задач:
• расширение представлений детей о различных объектах окружающего мира (с опорой на личный опыт);
• поддержка у детей интереса к разным видам активности (деятельности);
• формирование у детей устойчивой привычки задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы;
• развитие всех сторон речи, расширение словарного запаса;
• обогащение практического опыта воспитанников.
3. Удивление предметом (и шире – развивающей предметно-пространственной средой) обусловлено тем, что для маленького ребенка предмет обладает особой «притягательной силой». Особое искусство педагога заключается в том, чтобы создать такие элементы образовательной среды, которые вызывают у детей чувство удивления и тем самым помогают формировать устойчивую привычку наблюдать, размышлять, задавать разные вопросы.
Принять педагогику удивления и освоить ее как современный «Профессиональный инструмент» может лишь тот педагог, который сам способен удивиться окружающим миром, воспитанниками и собственными силами. Ака говорил французский писатель Анатоль Франс: Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». В связи с этим, отношение взрослых к миру ребенка, выраженное в схемах «знаю - не знаю», «умею - не умею», «владею – не владею», должно сменится параметрами «ищу - нахожу – удивляюсь - радуюсь», думаю – узнаю – удивляюсь - радуюсь», «пробую – делаю – радуюсь».
Литература:
Кривенко Е. Е. Развивающие игры малышей с предметами. Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»/ Под ред. Лыковой И. А., Касаткиной Е. И. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2020.