Татьяна Могирь
Выступление на методическом часе «Что такое заикание»
▼ Скачать + Заказать документы
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. В древние века в заикании преимущественно видели болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге или неправильном соотнесении частей артикуляционного аппарата.
Публикация «Выступление на методическом часе „Что такое заикание“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
К концу 19 началу 20 веков возникает мнение, что заикание – это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер.
В это же время учёные выявили ряд причин, вызывающих заикание. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжёлые болезни, подражание неправильной речи отца или матери, Сикорский подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи ещё не окончено. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребёнка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.
Т. о. в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов.
В настоящее время можно выделить 2 группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.
К предрасполагающим причинам относят следующие:
• Невропатическая отягощённость родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС)
• Невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряжённость)
• Конституциональная предрасположенность (заболевания вегетативной НС и повышенная ранимость ЦНС, её особая подверженность к психическим травмам)
• Наследственная отягощённость (заикание развивается на почве врождённой слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака) при этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды
• Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные инфекционные, травматичесике и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
К неблагоприятным условиям относят:
• Физическая ослабленность детей; возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5 году жизни, к этому же возрасту оформляется ассиметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенестически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причём более медленное её созревание у мальчиков по сравнению с девочками более выраженную неустойчивость их нервной системы;
• Ускоренное развитие речи (3-4 года, когда её коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми;
• Скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованиями среды и степенью его осознания;
• Недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребёнком;
При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.
В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические, психические и социальные.
Анатомо-физиологические причины:
• Физические заболевания с энцефалитическими последствиями;
• Травмы: внутриутробные, природовые, сострясение мозга;
• Органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
• Истощение или переутомление НС в результате интоксикаций и заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена;
• Болезни носа, глотки и гортани;
• Совершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии и дизартрии и задержанного развития речи.
Психические и социальные причины:
• Кратковременная - одномоментальная – психическая травма (испуг, страх);
• Длительно действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребёнка;
• Хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешённых, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
• Острая тяжёлая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
• Неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая, нервная речь родителей;
• Перегрузки детей младшего возраста речевым материалом;
• Несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
• Полиглоссия: одновременное овладение в раннем детстве разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
• Подражание заикающимся.
Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Судороги различаются по форме: тонические, клонические и смешанные, по локализации: дыхательные,голосовые, артикуляционные и смешанные, а также по частоте.
При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус: т – ополь.
При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц – клонус: то – то – тополь.
Большую роль играют грамматические факторы: положение слова во фразе, структура текста и т. д. при этом надо учитывать содержание высказывания, т. к. известно, что заикание усиливается по мере семантического и эмоционального усложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании и хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах.
Ещё в начале 20 века учёные подчёркивали, что «специфической основой заикания» является то психическое состояние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи». Чем больше фиксируется больным внимание на собственном болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться.
Различают 3 степени заикания :
• Лёгкая – заикаются лишь в возбуждённом состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;
• Средняя – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются, в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
• Тяжёлая – заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.
Выделяют следующие типы течения заикания :
• Постоянный, заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях;
• Волнообразный – заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает;
• Рецидивирующий – исчезнув, заикание появляется вновь, т. е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без заикания речи.
Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его преодоления, от возраста и т. д. Можно считать, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее.
Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и последовательно. Проводятся беседы с родителями о том, что нужно беречь от ушибов голову ребёнка, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции.
Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогической воздействия на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс этих мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логоритмика, воспитательные мероприятия. Цель их – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи.
Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляционной функций, воспитание правильной речи.
В литературе имеется несколько мнений о методике воспитания правильного дыхания. Одни считают, что над дыханием следует специально работать, применяя дыхательные дидактические упражнения. Другие считают, что ритм дыхания восстанавливается через спокойную плавную речь, т. е. воспитывается неторопливый темп речи и в результате нормализуются все речевые компоненты, в том числе и дыхание. Представители психологической школы считают, что воспитанию речи, а следовательно, и дыхания способствует тренировка воли. В каждом из этих мнений можно найти рациональное, если работу проводить индивидуально, в зависимости от структуры речевого дефекта.
Система коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями речи строится на основе общей теории обучения (дидактики, реализуется ряд дидактических принципов: индивидуальных подход, систематичность и последовательность и др.
Систематичность и последовательность на занятиях с заикающимися отражается в логическом расположении содержания этих занятий, с учётом их речевых возможностей, когда весь процесс обучения идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному.
На речь заикающегося оказывает влияние разная степень его самостоятельности. В зависимости от этого, можно выделить несколько постепенно усложняющихся этапов:
• Сопряжё нная речь: заикающийся вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Даже в случае очень тяжёлой степени заикания человек сопряжённо говорит свободно, поскольку фактически копируется чужая фраза (её конструкция, манера произнесения). Степень самостоятельности минимальная;
• Отражё нная речь: заикающийся повторяет фразы вслед за логопедом. Здесь он также использует чужую конструкцию фразы, её темп, интонацию, манеру произнесения. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся форма речи;
• Более сложная форма речи – ответы на вопросы, сначала простые, затем развёрнутые. В отличие от отражённой речи, здесь появляются элементы самостоятельной речи;
• Пересказ ещё более усложняет речь, т. к. надо произнести не 1-2 фразы, больше;
• Рассказ представляет самостоятельное изложение материала по теме, по картинке и т. д.
• Спонтанная речь – самая сложная для заикающихся.
Заикание – сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углублённого изучения. Оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было.