Кристина Леготина
Создание психолого-педагогических условий для организации театральной игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические условия – это причины, мотиваторы, стимулы, благодаря которым происходит развитие качеств личности (в нашем случае, таких как инициатива и самостоятельность (5 Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности в театрализованной деятельности).
Теперь подробнее раскроем, как данные условия реализуются в образовательном процессе.
Публикация «Создание психолого-педагогических условий для организации театральной игровой деятельности» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
При создании среды для театрализованной деятельности детей мы учитывали требования ФГОС ДО: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Этим мы и руководствовались пересматривая и дополняя наши театральные уголки.
1. Требование насыщенности среды обеспечено созданием в каждой группе театральных уголков, наполнение которых соответствует возрастным возможностям детей.
В театральных уголках представлены атрибуты и разные виды театра. Образовательное пространство музыкального зала оснащено техническими средствами: ноутбук, колонки, музыкальный центр, проектор.
Такая среда обеспечивает:
• игровую, творческую активность всех воспитанников;
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики (пальчиковый и ниточный театры);
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей (игры – драматизации).
2. Трансформируемость театрального уголка предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Например: сам модуль может разворачиваться и может использоваться как ширма, с открытыми или закрытыми занавесками. Отодвинув уголок от стены можно обеспечить ребенку зону уединения.
3. Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм, видов театра и т. д. ;
• наличие в группах полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в театрализованных играх).
4. Вариативность среды представлена:
• наличие в группах различных пространств (для игры, конструирования и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей (элементы ряженья, костюмов, масок, музыкальные инструменты);
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых видов театра, стимулирующих игровую активность детей.
5. Доступность среды предполагает:
• свободный доступ детей к материалам театрального уголка, свободный выбор детьми атрибутов, видов театра;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность предметно-пространственной среды представляет соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Следующее важное условие поддержки инициативы и самостоятельности детей – это организация театрализованной деятельности в разных формах на основе взаимодействия педагогов, детей, родителей (3, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего его возрастные, индивидуальные особенности и склонности. Тактика педагогического взаимодействия строится по принципу сотрудничества взрослого и ребёнка, как в сценических занятиях, так и при переживании впечатлений от восприятия и создания в своём воображении ярких образов, видений, и в сочетании с самостоятельной деятельностью дошкольника, организованной с учётом его умений, склонностей и способностей.
В театрализованных играх, в основу которых положен процесс творческого переживания и воплощения, сохраняется непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Детям дошкольного возраста по силам вносить свои микросюжеты, игровые действия, тем самым, варьируя заданные условия. (6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения).
Для развития самостоятельности и инициативности в нашем детском саду осуществляется образовательная деятельность, в которой проводятся занятия по двум разделам «Речевое и сценическое искусство» и «Музыка + театр», третий раздел «Театр Кукол» реализуют воспитателями в группах. На занятиях по речевому искусству дети через игры-этюды самостоятельно передают мимикой и жестами эмоциональное состояние героя.
В играх-драматизациях ребенок-артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. Здесь и происходит формирование и поддержка положительной самооценки дошкольников, уверенность в собственных возможностях и способностях. (1)
Для осуществления программы в педагогический процесс включены темы и формы педагогической работы, в зависимости от возраста и того вида театра, который дети осваивают (от знакомства до показа, которые призваны создать особую атмосферу, позволяющую каждому ребёнку реализовать свою творческую активность по отношению к театрализованной деятельности.
2. Для себя я отметила, что важнейшим в театрализованных играх является процесс творческих переживаний, а не конечный результат (2 Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям). Необходимо стремиться, чтобы сохранялась непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Театрализованная игра нисколько не пострадает, если ребёнок неточно произнесёт реплику, выполнит движение неудачно, с точки зрения взрослого. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка. Она насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта. У дошкольников через театрализованную деятельность формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
В своей работе с дошкольниками я использую формы и методы, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям. Чтобы разыграть театральную игру, я учитываю ряд причин: а) соответствует ли материал возрастным и индивидуальным особенностям детей; б) может ли ребенок видеть, слышать, понимать другого и откликаться на его предложения; в) может ли взаимодействовать на речевом уровне и на уровне игровых действий; г) свободен ли от эмоциональных стереотипов поведения отрицательного характера. Для обогащения эмоционального опыта я использую различные средства: рассматривание иллюстраций; введение в игру специальных наборов театров и образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием.
Еще одним из основных принципов дошкольного образования, закрепленных в стандарте, является сотрудничество дошкольного учреждения с семьей (8). Наш детский сад стремится к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию детей, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Работа с родителями тоже меняет свои формы. Сначала приглашали на просмотр, а теперь наши родители активно принимают участие в театрализованных постановках в группах и театральной студии. Изготовляют костюмы своими руками. В тесном общении и взаимодействии взрослых и детей перенимается опыт и образцы актёрской игры, самостоятельного решения поставленных задач.
Еще одно выделенное нами психолого-педагогическое условие - поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей с друг другом(4) – это выбор методов, обеспечивающих недирективную позицию педагога, творческий подход к руководству театрализованной деятельностью (педагог – партнер, образец-ориентир, носитель творческих характеристик).
В соответствии с этим условием развитие инициативности и самостоятельности дошкольников в театрализованной деятельности обеспечивается использованием следующих методов:
– этюдов на выражение различных эмоциональных состояний, которые способствуют развитию умения адекватно отображать и проявлять эмоции и чувства, развивают рефлексию, «образ Я» ребенка; например «Мне грустно», «Я сержусь», «Долгожданная встреча» и др.
– игровых упражнений, направленных на развитие определенных сценических приемов;
– театрализованных игр, построенных на принципе свободной импровизации, направленных на выработку вербальных и невербальных средств общения.
Театрализованная деятельность должна быть не только обязательной частью утренников и развлечения, но и восприятия готовых спектаклей, а также организовывалась как совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах (например, на прогулке, как совместные игры-драматизации).
Таким образом, ведущим принципом в выборе методов руководства театрализованной деятельностью детей является переход от драматизации к импровизации как основе истинного творческого проявления эмоций и чувств ребенка, при которой сохраняется смысл и атмосфера театрализованной деятельности, дети чувствуют себя свободно, раскованно, снимаются барьеры, преодолеваются страхи, создается ситуация успеха, самовыражения и самореализации ребенка.