Оксана Гуськова
Выступление на ГПО речевому развитию дошкольников на тему «Книжный уголок в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Книжный уголок в детском саду
Художественная литература открывает ребенку главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков. А. И. Княжицкий
Для развития подрастающих ребятишек в нашем детском саду имеется книжный уголок. Хорошо оформленные книги с яркими иллюстрациями благотворно влияют на детей, их сознание. Даже подержав в руках книгу, которая пахнет манящим запахом типографской краски, дети приходят в какой-то удивительный восторг. А картинки тем более их завораживают. Книги формируют любовь к чтению у воспитанников, даже когда они не умеют читать. Глядя, как старшие читают, по складам или бегло, младшие тоже тянутся за ними. Им хочется быть такими же умными и начитанными детьми.
Публикация «Выступление на ГПО речевому развитию дошкольников на тему „Книжный уголок в детском саду“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжный уголок, центр. Примеры оформления
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Это очень приятное место – книжный уголок в детском саду. Ведь детсадовский возраст – самая впечатлительная пора детства. Поэтому во всех группах детских садов есть книжные уголки. Вскоре воспитанники группы раннего возраста узнают, что очень много информации об окружающем мире приходит через книги. Никакой компьютер и гаджет не заменит книгу. Содержание бумажных красочно оформленных сборников сказок легко воспринимается детьми. Они переживают за героев сказок, как за своих друзей. Мир детей с книгами становится богаче, насыщенней по своему объёму и наполнению.
Что такое книжный уголок (уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате - необходимый элемент развивающей предметно-пространственной среды. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.
Оформление книжного уголка должно соответствовать требованиям ФГОС дошкольного образования и принципам развивающей предметно-пространственной среды. По требования ФГОС дошкольного образования книжный уголок :
- должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать;
- должны выставляться разные книги : и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные;
- должен располагаться вдали от места для игр, ближе к окну (уютное, тихое и спокойное место, в котором дошкольник сможет «пообщаться» с литературой);
- должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;
- должен учитывать целесообразность и удобство;
- должен быть привлекательным, уютным, располагающим малыша к сосредоточенному, неторопливому общению с произведением.
Подбор литературы и педагогическая работа, проводимая в книжном уголке, обязаны соответствовать возрастным потребностям, программой и особенностям детей он должен быть:
1. Книжный уголок должен быть содержательно насыщенный. В нём должны располагают издания, которые хорошо знакомы детям. Следует помнить, что, несмотря на различные вкусы детей, все они любят сказки, юмористические стишки. Кроме самих книг здесь могут быть и отдельные красочные познавательные картинки, которые наклеиваются на плотную бумагу. Уголок должен быть вариативный.
2. Книжный уголок должен быть вариативный (периодичность и сменяемость) Помимо книг по программе от рождения до школы должны быть любимые произведения детей. С. Маршака, Н. Носова, Э. Успенского и т. д. Наряду с художественной литературой на полках могут размещаться книги, посвященные флоре и фауне. Рассматривая картинки, дети входят в мир природы, учатся лучше понимать окружающий мир.
3. Уголок должен быть трансформируемый. (Периодичность смены книг в книжном уголке зависит от конкретных образовательных задач. Состав книжного уголка может не меняться в течение одной-двух недель тогда, когда к нему, в соответствии с тематикой недели, постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. При смене книг надо указать детям на происшедшие изменения, дать им возможность рассмотреть новые книги и спросить у детей, что остановило их внимание и какую книгу им захотелось прочесть в первую очередь.)
4. Книжный уголок должен быть доступный и безопасный. Оформлен в соответствие требованиям СанПиН. Уютным, привлекательным, украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин-миниатюр, иллюстрирующие потешки, песенки, сказки. Главное, чтобы ребенку было уютно. (Существуют различные варианты оформления книжного уголка :
– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;
– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.
Оснащение книжного уголка в группе от 2-3 лет.
В «Уголке книги» групп раннего возраста, необходимо выставлять как можно больше книжек-игрушек. В книжном уголке должно находиться немного книг – 3-4, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг: т. к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.
• Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, «Курочка ряба», «Репка», потешкам, «Ладушки –ладушки! Где были? У бабушки», «Сорока-белобока» объемом не более 5 листов;
• Книги с динамичными элементами
• Книжки разного формата : книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки;
• Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
• Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.);
• Книжки-раскладушки.
А также можно использовать отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные», «Дикие звери и др.).
Воспитательно-образовательная работа с детьми:
* знакомство детей с Уголком книги, его устройством и назначением,
* приучение к рассматриванию книги (картинки) только в Уголке книги,
* знакомство с правилами, которые нужно соблюдать:
• брать книги только чистыми руками,
• перелистывать осторожно,
• не рвать, не мять, не использовать для игр.
• после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.
Таким образом, Уголок книги – важная часть в детском саду. Если он правильно оформлен, если воспитатели ведут в своей группе нужную работу с детьми с любовью и прилежанием, то и воспитанники будут расти любознательными и умными. Только для этого нужно приложить старания и умения, соблюдая все правила, предписанные для дошкольных учреждений.