Светлана Мещерякова
Опыт работы воспитателя подготовительной к школе группы «Детское экспериментирование как метод обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 59 «Умка»
г. Подольск
Выступление на Городском методическом объединении воспитателей подготовительных к школе групп
на тему:
«Детское экспериментирование, как метод обучения»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Мещерякова Светлана Ивановна
2017г.
Публикация «Опыт работы воспитателя подготовительной к школе группы „Детское экспериментирование как метод обучения“» размещена в разделах
Добрый день, уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию свой опыт работы: «Детское экспериментирование как метод обучения».
Главное достоинство опытно-экспериментальной деятельности заключается в том, что она даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
Актуальность
Детская экспериментальная и познавательно-исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Она отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны.
Цель работы: Создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
3. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
4. Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.
Создание предметно-развивающей среды в группе
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в нашей группе создан уголок экспериментирования.
Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования в доступном для свободного экспериментирования месте и распределяются по разделам:
1. «Песок и вода»
2. «Звук»
3. «Магниты»
4. «Бумага»
5. «Свет»
6. «Стекло»
7. «Природный материал»
В нашей группе в уголке экспериментирования имеется оборудование:
1. Приборы – помощники: песочные часы, магниты, лейки, лупы, термометры.
2. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья деревьев, семена, опилки, желуди.
3. Коллекция бумаги: обычная, картон, копировальная.
4. Специальная посуда - стаканчики, трубочки, воронки, тарелки.
5. Для игры с воздухом: мыльные пузыри, индивидуальные трубочки, пакеты.
6. Игры со светом: калейдоскопы, фонарики, зеркальца, цветные стекла.
7. Дополнительное оборудование: детские фартуки, салфетки, ватные диски, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.
Для безопасной деятельности (при использовании различных материалов) нами были разработаны правила работы:
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. Убирай все на место.
4. Работа проводится под наблюдением взрослых.
Работа с детьми
Экспериментальная деятельность с детьми организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям:
1.“Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
2.“Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.).
3.“Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).
4.“Человек” (функционирование организма и др.).
5.“Рукотворный мир” (материалы и их свойства).
По способу применения эксперименты с детьми делятся на демонстрационные (я сама провожу опыт) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей).
Для организации экспериментальной деятельности в режимных моментах использую такие формы работы с детьми:
• Долговременные эксперименты, как серия опытов и наблюдений, и кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы. Они проводятся как в условиях группы, так и на прогулке.
• Экспериментальные игры с водой, песком, магнитами, которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
• Действия с измерительными приборами, с лупой, компасом, оборудованием из стекла помогают самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности, элементарными правилами безопасности.
В нашей группе с детьми проводятся экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
Работа с родителями
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью проводится работа с родителями:
1. Анкетирование (выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей).
2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ. Родители принимают активное участие в уголке экспериментирования, помогают в его оборудовании и пополнении необходимыми материалами.
4. Памятка для родителей помогает детям развивать любознательность.
Демонстрация опытов
Опыт «Как свет влияет на растения»
Вывод: на свету растение лучше растёт
Опыт «Что загрязняет почву»
Вывод: бумажная упаковка разлагается почти сразу, а пакет – до 400 лет.
Опыт «Воздух может перемещаться»
В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.
Вывод: Воздух может перемещаться.
Опыт «Сухой из воды»
Вывод: воздух в стакане не дает воде попасть внутрь.
Опыт «Свойства бумаги» исследование бумаги на прочность
Может ли бумага служить мостом? (Сложить гармошкой) Может ли бумага разрезать пластилин?
Опыт «Какую бумагу легче разорвать»
Вывод: трудно разорвать скрученный в трубочку лист
Опыт «Почему смятая бумага занимает больше места, чем ровная»
Вывод: между мятыми листами находится воздух
Опыт «Делаем зеркало»
Опыт «В какой воде легче плавать?»
Вывод: соль увеличивает плотность воды, и тем легче держаться на поверхности.
Опыт «Почему свечка перестает гореть?»
Вывод: для горения нужен кислород.
Опыт «Магнит и его свойства»
Ожидаемые результаты
1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
2. Сформировать у детей развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
3. Продолжать развивать естественное любопытство и интерес к экспериментированию предмета окружающего мира и познанию их свойств; поддерживать интерес к объектам и явлениям живой и не живой природы.
4. Формировать навыки наблюдений за животными, растениями, поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств природных объектов.
5. Формировать элементарные представления о материалах, из которых изготовлены предметы; формировать умение обобщать их возможности, развивать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан.
Проведение экспериментов в подготовительной группе должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
И хочется закончить своё сообщение китайским изречением: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Спасибо за внимание!