Татьяна Николаевна Никитина
Метод проектов как интерактивный метод современного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Проектный метод вошел в жизнь как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что "вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее".
Публикация «Метод проектов как интерактивный метод современного обучения» размещена в разделах
Главная ее особенность в том, что эта технология создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Однако проектная деятельность не только способствует повышению учебной мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее.
Цель образовательной системы - формирование функционально грамотной личности.
Функционально грамотная личность - это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике.
Задачи проектной деятельности :
• Формирование навыков поиска, анализа и систематизации информации по заданной теме;
• Развитие самостоятельности учащихся, обучение планированию и совместной коллективной деятельности;
• Развитие воображения и творческого мышления и артистических способностей;
• Обучение навыкам грамотной научной речи, оценочной самостоятельности.
Для организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе педагогу необходимы знания типологии проектов.
По методу, доминирующему в проекте :
• исследовательский;
• творческий;
• игровой;
• информационный;
• практико-ориентированный.
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике “дизайн – петли” : определение потребности; исследование (дизайн – анализ существующих объектов); обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и т. д.).
Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности обучающихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных или деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т. д. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Информационно-поисковые проекты – это тип проектов, призванный научить обучающихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования). Далее проводится обработка полученной информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы). В заключении проходит презентация (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).
Практико-ориентированные проекты – это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющую конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий. В заключение необходима качественно организованная презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта (персональное представление проектировщиком готового изделия в рамках подведения итога по теме образовательной программы или итоговой аттестации обучающегося, участие в выставке, конкурсе, олимпиаде и т. д.)
Учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение группой учащихся какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера.
Этапы работы над проектом
1-й этап – мотивационный
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
2-й этап – подготовительный
Идет разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Формирую группы сама и объясняю почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию, составляем план действий. Поделились на группы и каждой группе достались конкретные вопросы главы. Стали собирать информацию.
3-й этап. Информационно – операционный
Здесь идет реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
4-й этап. Оценочный
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
Итоги проекта
В процессе подготовки проектной деятельности учащийся с большой долей самостоятельности исследует и применяет на практике теоретический материал, пройденный на уроках математики и изученный во внеурочное время. Это не только расширяет и закрепляет его знания по теме, но и способствует личностному росту учащегося, формирует его самостоятельность, внутренне организует, заставляет ученика сталкиваться с трудностями и преодолевать их. Таким образом, цели и задачи, которые мы ставили перед началом проектной деятельности, выполнены.
Каждый проект - это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.
Содержание учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограничениями в умственном развитии традиционно, отчасти консервативно, а поэтому такая школа зачастую представляет собой закрытый социум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказывается недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Таким образом, одной из главных задач для школы для обучающихся с ОВЗ на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.
По словам П. П. Блонского, «…творческую личность можно воспитать только посредством упражнения в творчестве». Какие же упражнения в творчестве можно предложить школа ребенку с ограничениями в развитии? Как правило, развиваются только «лежащие на поверхности» природные способности ребенка: умение петь, рисовать, танцевать и очень мало упражнений, связанных с преобразованием, опытным исследованием окружающего мира. С одной стороны это следствие сложившегося «стереотипа ограниченности» умственных способностей ребенка школы для обучающихся с ОВЗ, а с другой стороны – отсутствие потенциала для творчества. Кроме того, от учителя требуются большие усилия для поиска направлений творческой деятельности ребенка с ограничениями в умственном развитии, чем, например, от учителя гимназии, лицея. Есть и ещё одна проблема у педагога такой школы, решение которой сопряжено с морально - этическим аспектом публичной деятельности ребенка: не будут ли сверстники бурно реагировать на явные оплошности учеников специальной школы, на их простоватость, непохожесть, странноватость.
Успешность создания и реализации проекта предполагает наличие неослабевающего интереса детей к выбранной теме, а для этого нужен оптимальный набор приемов и методов работы с детьми над темой проекта, т. к. для ребенка с ограничениями в развитии очень важно определить правильное соотношение самостоятельной работы и деятельности под руководством взрослого.
Корректируя, исправляя в процессе роста и взросления ребенка дефекты его развития, школа для обучающихся с ОВЗ берёт на себя ответственность подготовить его к взрослой жизни, к дальнейшему профессиональному образованию и труду. Отсюда вытекает основная задача школы: ориентируясь на особенности основного дефекта развития ребенка, максимально повысить возможность интеграции в общество детей, имеющих проблемы здоровья или отклонения в развитии, открыть для них реальные социальные перспективы. По нашему мнению, школа должна являть модель современного общества с его сложными экономическими отношениями, так как для детей с серьезными ограничениями в развитии школа зачастую - единственный способ получить образование, ориентацию в сложной структуре жизненных ценностей, наконец, осознать свои возможности и перспективы.
Формируя личность обучающихся на основе усвоения образовательной программы, надо помнить как будет происходить их адаптация к жизни в динамично развивающемся обществе. Вот почему школа приняла решение создать методическую и материальную базу для формирования основы осознанного выбора профессии, для подготовки выпускников школ для обучающихся с ОВЗ к получению профессии и к дальнейшей работе, к общению с работодателями и с коллективом.
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Конечно, наши дети в силу своих особенностей над проектами работают совместно с учителями, т. е. учителя выступают в роли тьютора, который помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя.