Ирина Пензина
Из опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музея»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини – музея
выступление из опыта работы
Свое выступление мне хотелось бы начать с первых строк стихотворения С. Михалкова «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, сказала мне сестра».
А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Часто ли наши дети бывают в них?
Публикация «Из опыта работы „Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музея“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее, именно с родителями.
Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы еще и ничего не поймут, что зря время тратить». А во-вторых, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии с детьми.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях. Данная задача нашла отражение в нашем годовом плане работы дошкольного учреждения.
Что такое мини – музей? Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие всем требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественный вкус.
Создание мини-музеев – дело необычайно увлекательное, но в тоже время серьезное, кропотливое и сложное.
В процессе создания мини-музеев должны учитываться следующие принципы:
• Интеграция – мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации её общих задач и задач ОО, в частности, «Социально-коммуникативное развитие», по воспитанию у детей патриотических чувств;
• Деятельности и интегративности – мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей раннего возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
• Научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
• Гуманизации и партнерства – мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект – субъектных отношений в системе «Взрослый-ребёнок», «ребенок – взрослый»;
• Культуросообразности – мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе НОД в музейном пространстве;
• Динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
• Разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами. Разными по форме, содержанию, размерам, отражающим историческое. Природное и культурное разнообразие окружающего мира;
• Регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение.
Мини-музеи в детском саду являются одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры и искусства. Помогаю тешить проблему социализации подрастающего поколения, способствуют полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, т. к. при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов деятельности и, соответственно, интегративное решение задач разных образовательных областей.
Одним из основоположниц отечественного дошкольного образования в XX веке Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь – соавтор, творец композиции, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь – соавтор, творец композиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Думаю, что мини-музеи станут неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада. Мы надеемся, что музей, коллекции войдут в жизнь наших детей и интерес к ним не угаснет на протяжении всей дальнейшей жизни.
Задачи патриотического воспитания решаются на примере использования материала мини-музея матрешки, работа над созданием которого велась в подготовительной логопедической группе совместно с детьми и их родителями. Собирались экспонаты, картинки, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомили воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом её изготовления, разнообразием и характерными особенностями семёновской, загорской, полхов - майданской матрешек. Особый интерес у детей вызвала практическая деятельность, когда они сами изготавливали матрешек. Украшали готовые деревянные заготовки росписью, украшали свои поделки.
Проект в группе завершился. Но работа мини-музея только начинается. Планируется для гостей и воспитанников из других групп, родителей и сотрудников детского сада проводить экскурсии.
Матрешка служит важным средством эмоционального воздействия на детей. Её разнообразие и неповторимость облика способствует проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести аналогию между словами: матрешка-мать-родительница-род-родина-Россия.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными. А значит близким и понятными каждому человеку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, семью и малую Родину.