Казакевичус Анастасия
Использование современных игровых технологий для развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 – титульный лист.
Слайд 2
Каждый ребенок по своей природе исследователь. Малыши не рождаются с набором определенных знаний и умений. Поэтому каждому ребенку надо осваивать этот мир.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное развитие маленького ребенка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания, так как именно впервые годы жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации. Важно, чтобы представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление сенсорного опыта.
Публикация «Использование современных игровых технологий для развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Работая в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что у большинства детей плохо развиты сенсорные представления, мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предметов. Поэтому я решила уделить большое внимания данной проблеме. Я наметила цели и определила задачи своей работы:
Слайд 3.
Целью моей работы стало создание условий для повышения уровня сенсорного развития детей раннего возраста посредством игровых технологий.
Задачи, которые я поставила перед собой:
Расширять представления об окружающем мире, учить выделять качественные признаки предметов.
Развивать сенсорные системы, знакомить с сенсорными характеристиками объектов.
Использовать в своей работе с детьми основные виды игровых технологий для формирования сенсорных эталонов.
Формировать навыки самостоятельной деятельности.
Повышать уровень знаний родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Особое внимание я уделила созданию предметно- развивающей среды. Предметы обстановки в группе подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.
Слайд 4.
При ознакомлении детей с сенсорными эталонами, я использую игровой персонаж. В свободной деятельности включаю такие игры: «Угостим куклу чаем», «Уложим куклу спать», «Разбери овощи и фрукты», «Чудесный огород», «Наряди куклу», «кукла Катя купается».
Слайд 5.
Сенсорное развитие детей я осуществляю через игровые технологии, так как именно игровые технологии — фундамент всего дошкольного образования.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Это последовательная деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности.
Главный компонент игровой технологии - это непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
В раннем возрасте игровые технологии используются как отдельные игровые моменты.
Слайд 6.
Игровые технологии, которые я использую в своей работе :
1) Блоки Дьенеша.
2) Палочки Кюизенера.
3) Ковролинография.
4) технологии Монтессори
5)Игры с камешками Марблс
Сейчас немного расскажу о каждой технологии.
Слайд 7.
Кубики Дьенеша. Создатель логических блоков Золтан Пал Дьенеш – венгерский психолог, профессор создатель авторской методики «Новая математика».
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор геометрических фигур:
Трех цветов (красный, синий, желтый)
двух размеров (большой, маленький)
Двух видов толщины (толстый, тонкий)
четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)
Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом для использования в образовательном процессе сенсорного развития детей раннего возраста. Для детей раннего возраста, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть. Целесообразно сначала познакомить детей с блоками, дети могут использовать их как строительный материал: строить башенки, забор, дорогу для машинок. С помощью блоков мы не только играем с ребенком, но и развиваем его творческие способности. Для самых маленьких деток в возрасте 2-3 лет предлагается альбом «блоки Дьенеша для самых маленьких», с помощью которого ребенок осваивает первые ступени конструирования. Накладывая блоки на альбом, ребенок не только выстраивает композиции из блоков (например, ракета, машина, паровоз, но и начинает мыслить логически какой блок нужен для построения ракеты- круглый, квадратный, какого цвета и т. д.
Слайд 8.
Вот игры, в которые можно играть с блоками Дьенеша:
Собери по картинке.
Слайд 9.
Третий лишний. (На стол выкладывают 3 фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя).
Слайд 10.
Чудесный мешочек.
(в мешочек кладут блоки разного цвета, но одинакового размера и толщины. Дети на ощупь достают из мешочка блок и называют его цвет).
Слайд 11.
Разбери по цвету. (дети разбирают блоки по цветам).
Слайд 12.
Кондитерская фабрика (детям предлагается поработать на фабрике конфет и разложить конфеты в свою тарелочку (желтый блок (конфету) на желтую тарелочку и т. д.)
Таким образом, в процессе разнообразных действий с блоками у детей раннего возраста развивается цвета-восприятие.
Слайд 13.
Палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера или «Цветные числа» - это эффективное дидактическое средство для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки можно предлагать детям с 2-3 лет для выполнения наиболее простых упражнений. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Палочки Кюизенера в работе раннего возраста используются как игровой материал. Дети играют с ними как с обыкновенными кубиками и палочками, и создают различные постройки.
Слайд 14.
Игры для раннего возраста, например, «Построим домик».
Слайд 15.
Игра «Солнышко лучистое».
Слайд 16.
Игра «Построй лесенку».
Слайд 17.
Игра «Построй пирамидку».
Слайд 18.
Ковролинография.
Одним из способов совершенствования пальчиковой моторики, а, следовательно, и речевого развития является метод ковролинографии, который предложил Вячеслав Вадимович Воскобович. Комплекс представляет собой ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа, но по сравнению с ним обладает рядом несомненных преимуществ: Современные материалы (ковролин и липучка) имеют большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прилепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий.
Ковролинограф позволяет организовать работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально.
Можно сказать, что ковролиновый комплекс- это современный вариант школьной доски, содержащий в себе неограниченные возможности.
Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей.
Слайд 19.
С помощью цветного принтера, ламинатора, липучек и степлера изготовила дидактические игры: «Свари борщ, свари компот».
Слайд 20.
«Разложи яблоки по корзинкам».
Слайд 21.
«Собери пирамидку».
Слайд 22.
Ковролин удобен для раскладывания героев сказок. Так мной сделано дидактическое пособие для ковролинографа по сказке «Теремок» и «Репка».
Слайд 23.
Дети лучше запоминают сюжет сказки, а после мы вместе пытаемся пересказать текст с использованием картинок. Использование ковролинографа в работе с детьми раннего возраста совершенствует интеллектуальные способности у детей, развивает логическое и творческое мышление, внимание, развивает зрительное и тактильное восприятие (цвет, форма размер).
Слайд 24.
Методика Монтессори.
На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори- одна из самых востребованных методик развития ребенка.
Главный принцип системы Монтессори- «помоги мне сделать это самому!» Это означает, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой.
Среда по технологии Монтессори делится на 4 зоны: упражнения в практической жизни, сенсорика, математика, развитие речи.
Метод Монтессори для раннего возраста сосредоточен на развитие мелкой и крупной моторики рук, сенсорных эталонов, концентрации внимания, координации движения и усидчивости.
Меня заинтересовал этот метод в работе с детьми раннего возраста.
Слайд 25.
Я охотно применяю элементы методики Монтессори как в образовательной деятельности, так и в свободной игровой деятельности, используя различные игры и упражнения, например, игры с бизибордом.
Слайд 26.
Или такие игры как «Рамки-вкладыши», «Пазлы», «Сортеры», «Пирамидки».
Слайд 27.
Также к Монтессори - материалам можно отнести игры с «сенсорным кубом», «Прищепками», игры с крышечками, игры с цветными пуговками, настольно-печатные игры (подбери пару) «Найди домик для мышки», «Заштопай одежду», различные игры- Шнуровки, игры на липучках многие другие.
Слайд 28.
Игры с камешками Марблс.
Камешки Марблс или декоративные камешки-это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал. Применение камушков «Марблс» -это один из нетрадиционных приемов в работе с детьми раннего возраста. Камешки можно использовать для создания сюрпризного момента, релаксации и конечно же в развивающих играх. Работая с камушками, мы развиваем память, мышление, внимание, воображение.
Слайд 29.
Развивающие игры с камешками «марблс» : «Заполни шаблон» (ребенку предлагается заполнить шаблон картинки).
Слайд 30.
«Подбери по цвету» (необходимо разобрать камешки по цвету).
Слайд 31.
«Собери цветочек» (Ребенку можно предложить собрать цветок).
Слайд 32.
Третий лишний (на стол выкладывается 3 камушка, ребенку надо догадаться какой камушек лишний).
Слайд 33.
Вывод.
В результате проделанной работы у детей прослеживается положительная динамика: дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам; они любопытны, активны, общительны. Умеют выполнять простейший сенсорный анализ : дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;
Анализ проведенной работы показал, что использование современных игровых технологий эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи, расширяет словарный запас, развивает наблюдательность, внимание, память, воображение.
Вся моя работа не была бы столь плодотворной, если бы я не смогла заинтересовать родителей. На родительском собрании были показаны игры, имеющиеся в группе. Родителям было предложено помочь пополнить игровой материал. Родители заинтересовались моей работой, стали активными участниками педагогического процесса.
Слайд 34. Спасибо за внимание.