Папки-передвижки

Технология социализации, применяемая в ДОУ

Маргарита Волочай
Технология социализации, применяемая в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

В детских садах отдается явное предпочтение развитию всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика, в ущерб социально-личностному развитию. Родители приводят ребенка в детский сад, прежде всего, для качественной подготовки к поступлению в школу. Сам же ребенок (по опросам детей старшей и подготовительной к школе групп) приходит в сад гулять и играть с детьми. Если проанализировать жизнь современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10% до 20% времени их жизнедеятельности.

Публикация «Технология социализации, применяемая в ДОУ» размещена в разделах

В большинстве случаев работа детского учреждения строится так, что для игры и общения постоянно не хватает времени. У детей недостаточно формируется способность самим решать конфликт, не прибегая к помощи взрослого, не воспитывается умение самоопределяться в своих желаниях, если они расходятся с желаниями большинства детей в группе, то есть у дошкольников не происходит развития социальных навыков.

Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в ДОУ должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с

Задачами социального развития детей в детском саду являются:

1. Освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом;

2. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;

3. Развитие умений коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;

4. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России» и др. ;

5. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

Механизмами развития саморегуляции поведения детей в ДОУ являются:

- создание развивающей комфортной среды, единого пространства социализации и включение родителей в социально значимую для детей деятельность;

- трансляция всеми участниками образовательного процесса в ДОУ значимых образцов социального поведения;

- регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей.

Наталья Петровна Гришаева выделила следующие варианты современных технологий социализации дошкольника :

1. Ситуация месяца. «Заключительные праздники по «Ситуациям месяца».

2. Дети – волонтёры.

3. Социальная акция.

4. Рефлексивный круг.

5. Клубный час.

6. Волшебный телефон.

7. Развивающее общение.

8. Проблемные педагогические ситуации.

Остановимся на них подробно.

1. Ситуация месяца.

Ситуации месяца позволяют детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин). Способствуют расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам. Для решения образовательных задач по ситуациям месяца педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки, т. е. дети станут чаще и с пользой выходить за пределы детского сада. При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад.

2. Дети – волонтёры.

«Дети – волонтёры» - это технология, предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.

Например : «Научим малышей играть» «Научим разрешать конфликты» «Научим одеваться» и т. д.»

3. Социальная акция.

Социальная акция направлена, прежде всего, на объединение усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» — современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.

Может проводиться ежемесячно, может быть связана с тематическим планом или событием текущего месяца. Примеры «Социальных акций» : «Покормите птиц», «Спасибо за победу», «Берегите нас!» к 1 июня, Акции «Безопасное кресло», «Безопасность на дороге» и др.

4. Рефлексивный круг.

«Рефлексивный круг - это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников с речевыми нарушениями, мыслительные возможности таких детей. «Круг» способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Если того требуют обстоятельства, например в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться еще раз сразу после происшествия.

Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

5. Клубный час.

Клубный час позволяет детям под опосредованным контролем взрослых в течение часа свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится.

Цели клубного часа:

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

- формировать умение детей ориентироваться в пространстве;

- воспитывать дружеские отношения

- умение вежливо выражать свою просьбу и благодарит

Для реализации данной педагогической технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

Заранее предварительно обсуждаются и определяются: тематика «Клубных часов», перспективный тематический план клубного часа на полугодие; периодичность и длительность мероприятий, как правило, 1 раз в месяц. Одним из главных условий проведения клубного часа является его длительность, а именно не менее 1 часа, т. к. в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт.

6. Волшебный телефон

Волшебный телефон - это телефон доверия для детей, который дает им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили взрослому. Проводится в старшей и подготовительной группе 2 раза в неделю во вторую половину дня (работа психолога). Про то, что рассказал ребенок, родителям не рассказывают. В кругу решаются, кто будет сегодня разговаривать по телефону, кому важней и что хотят спросить.

7. Развивающее общение.

Развивающие общение - это технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»; ребенку важно, чтобы его чувства принимали и уважали.

Технологии «Развивающее общение» принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.

8. Проблемная педагогическая ситуация

Проблемные педагогические ситуации - самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

Этапы:

- подготовительный (планирование ситуации, определение целей, разработка сценария)

- создание ситуации, максимально приближенной к жизни.

Качества, приобретенные ребенком в результате освоения технологий социализации :

- Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям).

- Любовь к экспериментам.

- Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни.

- Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения.

- Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.

- Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий.

Преимущества данных технологий.

Ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!

У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, раскрываются собственные творческие возможности.

Воспитатель, работающий по таким технологиям, неизбежно становится творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики.

Представленные технологии социализации дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Фотоотчет проведения НОД по гендерной социализации «День рождения»Фотоотчет проведения НОД по гендерной социализации «День рождения» Задачи: Образовательные: • Формировать представление о собственной половой принадлежности. • Формировать нравственно-волевые качества и.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Конспект занятия по социализации «Из чего «сделано» наше тело»Конспект занятия по социализации «Из чего «сделано» наше тело» Цель: сформировать у детей представления о строении собственного тела. Задачи: Познакомить детей с клетками, их разнообразием, выполняемыми.

Конспект занятия по социализации «Я в детском саду» Цель: создать положительный эмоциональный климат в группе. Задачи: развивать навыки общения, вырабатывать навыки социального поведения и.

Планирование занятий по социализацииПланирование занятий по социализации .

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Занятие по социализации «Мое настроение» для детей второй младшей группы Цель: дать детям знания о некоторых базовых эмоциях. Задачи: Учить детей изображать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология социализации, применяемая в ДОУ
Опубликовано: 3 июня 2022 в 19:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология социализации, применяемая в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Волочай (УИ 605768) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД