Папки-передвижки

Выразительность речи. Упражнения и рекомендации

Татьяна Величко
Выразительность речи. Упражнения и рекомендации
▼ Скачать +Заказ

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В. Г. Белинский

Как по-разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно?

Да, можно. Под выразительным чтением подразумевают соблюдение логического ударения, пауз, интонации.

Публикация «Выразительность речи, Упражнения и рекомендации» размещена в разделах

Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.

1. Выбор стихотворения

1. Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.

2. Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3. Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, с короткими строками, простым ритмом). Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

4. Стихотворение должно соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Например, озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стихи, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию.

5. Учитывать дикционные возможности ребенка, то есть избегать или минимизировать звуки, которые он не произносит.

6. Стихи для детей должны быть высокого качества. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

2. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.

3. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте

При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов

4. Определить настроение стихотворения

Определите вместе с ребёнком, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым, удивленным или шуточным.

Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку, с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.

5. Расставить логическое ударение

.

Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

Для того чтобы выделить голосом какое-то слово нужно:

-прочитать его громче, чем другие

-прочитать его медленнее

-после прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать)

Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди.

В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием.

6. Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы.

Важно выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении.

Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном).

Важно научится расставлять короткие и длинные паузы. Нужно объяснить ребёнку, что пауза – это остановка во время чтения.

Чтение можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным. Но делать это нужно там, где уместно.

Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученное стихотворение от лица своих любимых персонажей или игрушек (мышонка, слоненка, медвежонка). У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи.

Так, следуя этим несложным рекомендациям, у ребенка формируется ясная четкая выразительная речь, что очень пригодится не только в детском саду и школе, но и во взрослой жизни.

И все же главным средством и орудием формирования у детей выразительности речи является образец взрослого, пример и ориентир речи.

Вот почему педагог, прежде всего сам, должен предъявлять самые взыскательные требования к своей речи, соблюдать орфоэпические нормы, то есть правила произношения и ударения. Правильное произношение слов является основным критерием культуры речи и показателем уровня образования человека. Каждому режет слух, когда он слышит «пОртфель» или «магАзин», и у него сразу возникает ощущение, что говорит малограмотный человек. Это, естественно, портит впечатление о человеке, препятствует его позитивной самопрезентации.

Поэтому необходимо познакомиться с наиболее типичными и частыми ошибками в произношении и стараться преодолевать их в собственной речи:

1. Произношение на месте буквы Э в начале слова в безударном положении звука И вместо нормативного звука Э: икран вместо экран, инергия вместо энергия.

2. Произношение после твердых шипящих на месте буквы А звука А вместо нормативного Ы: лошадей, к сожалению и т. п.

3. Смягчение согласного перед буквой Е в заимствованных словах типа пюре, детектив (надо произносить пюрэ, дэтэктиф) и произношение твердого согласного в словах типа бассейн, крем (надо бас'ейн, кр'ем).

4. Произношение звука Ч буквенного сочетания ЧН в отдельных частотных словах: скучно, нарочно, конечно (нужно произносить звук Ш).

5. Произношение существительных мужского рода, оканчивающихся на -ИЗМ, с мягким согласным перед следующим твердым (нужно – 3 твердый): социализьм, капитализьм и т. п.

6. Неверное произношение – теКёт, пеКёт, жГёт, стриГёт, а также – ложить, покласть, махай и др.

7. Неверные падежные окончания «С днем рождениЕМ», надо «С днем (чего) рождениЯ»

8. Ошибки ударения в следующих словах (приводится правильный вариант): квартАл, граждАнство, экспЕрт, каталОг, мусоропровОд,ходАтайство, тамОжня, договОр, договОры, тОрты, ракУшка, свЁкла, звонИт, заключИт, баловАть, балУет, премировАть, кУхонный, глад Ильный, оптОвый, красИвее.

9. Слова-паразиты «как говорится», «получается», «грубо говоря», «в общем» и др.

Манера произношения слов присуща каждому человеку. Однако, плохо, когда индивидуальность ассоциируется с недостатками речи. Манеру выговаривания слов можно воспитывать и контролировать.

Выделяются следующие недостатки речи, которые можно отнести к манере произношения.

1. Эканье – вставка паразитических звуков типа [э], [м:] и т. п. в паузах между фразами или словами, часто как знак размышления или колебания. Иногда очень заметны и вызывают раздражение у слушающих. Рекомендуется избегать эканья в ситуациях делового общения.

4. Шумные вздохи (вдох и выдох) перед началом фразы. Они также неуместны и нежелательны с точки зрения речевой этики в официальной обстановке.

5. Чмоканье – шумное «отлипание» языка от неба. Чмоканье неприятно для слушателя, важно уметь контролировать этот процесс.

4. Выпадание звуков – «тока» вместо «только», «мотри» вместо «смотри»

Более подробно познакомиться с нормами русского литературного произношения можно в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение». Для практического использования можно также порекомендовать книгу И. Б. Голуб и Д. Э. Розенталя «Секреты хорошей речи».

Выразительное чтение подразумевает употребление средств яркости, таких как:

- темп

- паузы

- высота и сила голоса

- логическое ударение

- интонация

Темп. Мойдодыр, Еду-еду, Карусель

Паузы. «Казнить нельзя помиловать». Отсчет хлопками, про себя

Высота и сила голоса. «Долети словечко»,

«Была тишина, тишина, тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! И вот уже дождик тихонько – ты слышишь? – Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит!»

«Этажи», «От 1 до 10»

Логическое ударение. Вы пойдете в театр? – Да, в театр.

Вы пойдете в театр? – Да, пойдем.

Вы пойдете в театр? – Да, мы.

Стихи новогодние – выделять в одной и той же строчке разные слова

Интонация. Емельянов – вопрос ответ, чтение диалогов

Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Авторские слова

- с сожалением протянула она.

- сказала она тихо, но решительно.

- кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

- сказала она веселым голосом.

- сказала она кающимся голосом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактические упражнения по развитию речи «Как звучит слово» «Как звучит слово» Цель приведенных игр - продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, развивать фонематический слух; упражнять.

Дидактические упражнения по развитию речи «Слова длинные и короткие» Дидактические упражнения по развитию речи: "Слова длинные и короткие". Эти игры можно использовать и во время прогулки. Цель игр - закрепить.

Дидактические упражнения по развитию речи «В слове есть звуки» Дидактические упражнения по развитию речи: "В слове есть звуки". Цель рекомендуемых игр - показать детям, что слова звучат потому, что они.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Картотека психогимнастических этюдов на выразительность жеста и эмоцийКартотека психогимнастических этюдов на выразительность жеста и эмоций Картотека психогимнастических этюдов на выразительность жеста и эмоций 1. Это я! Это мое!Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические упражнения» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Лексические игры».Задачи. Продолжать учить делать звуковой анализ слов.

Рекомендации для воспитателей «Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения»Рекомендации для воспитателей «Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения» Умение расслабиться-это замечательный способ снять напряжение и возбуждение,сконцентрировать внимание. Расслабиться возможно при помощи несложных.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выразительность речи. Упражнения и рекомендации
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 12:38
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выразительность речи. Упражнения и рекомендации» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Величко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД