Марина Малютина
Выбор средств коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Среди особенностей детей с аутизмом можно выделить специфику восприятия, избегание контакта и взаимодействия, снижение произвольности и стремление к стереотипам в деятельности. Все это существенно обедняет коммуникативный опыт ребенка и снижает скорость овладения речью, как средством коммуникации. Этим объясняется малая эффективность методов работы, направленных на механическую стимуляцию развития речи ребенка с аутизмом в сравнении с успешной практикой комплексного подхода и использования альтернативных и поддерживающих средств коммуникации.
Публикация «Выбор средств коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
На сегодняшний день существует два мнения сторонников и противников введения средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в жизнь ребенка, имеющего РАС. Основное противоречие заключается в ответе на вопрос не затормозит ли использование средств АДК развитие экспрессивной речи ребенка с аутизмом.
Отсутствие у ребенка с РАС возможности общаться приводит к серьезным последствиям. Невозможность сообщить о своих желаниях, затруднения в передаче информации, дезориентации во времени и пространстве ведут к снижению познавательной активности, ухудшению поведения, невозможности развиваться совместной деятельности, игре, самостоятельности.
Второй серьезной проблемой является вопрос включения ребенка с РАС в инклюзивную среду, где главная составляющая – социальное взаимодействие. При отсутствии у ребенка средств коммуникации – это сделать практически невозможно.
Внутренняя речь ребенка с РАС может быть сохранна или способна развиваться при должной поддержке. Именно поэтому важно максимально рано диагностировать и начать развивать умение ребенка пользоваться альтернативными и поддерживающими (аугментативными) системами коммуникации.
Цель альтернативной коммуникации заключается не в том, чтобы научить детей говорить, а в том, чтобы научить их общаться, показать, что вокруг есть люди, у которых можно попросить желаемый предмет, попросить о помощи, сообщить если что-то болит или беспокоит.
Чтобы определить, что ребенок будет использовать в качестве альтернативной коммуникации, нужно обратить внимание на его индивидуальные особенности:
1. Устная речь. Если у ребенка есть эхолалия, то есть он повторяет слова и фразы за другими людьми, то ему подходит взаимодействие с использованием устной речи, даже если сейчас у него нет функциональной речи. Причина в том, что ребенок уже демонстрирует нужное поведение (произносит слова, и мы можем использовать это поведение для обучения функциональной коммуникации.
2. Система коммуникации обменом изображениями (PECS). Подходят детям, которые хорошо различают фотографии и рисунки. PECS также успешно применяется для обучения просьбам («мандам») детей, которые произносят отдельные слова, но которые не умеют имитировать чужую речь. Такие дети могут быстро научиться функциональной коммуникации с помощью PECS. Но позже необходимо уменьшать применение изображений. По мере того, как ребенок переходит к устной речи. PECS также является хорошим выбором для тех детей, у которых есть проблемы с двигательной имитацией или выполнением серии движений, которые потребуются для жестов, либо тех детей, которые негативно реагируют на подсказки методом «рука на руке». В рамках этой системы можно использовать фотографии, рисунки или небольшие предметы.
3. Доски для коммуникации изображениями. Подходят для детей, которые хорошо реагируют на изображения/картинки. Обычно каждая такая доска разрабатывается для конкретного занятия или ситуации, что позволяет применять больше разнообразия в коммуникации, чем можно добиться с помощью обучения жестам.
4. Жесты. Коммуникации жестами можно обучать как отдельно, так и одновременно с обучением PECS, чтобы обеспечить доступ ребенка к коммуникации в любой обстановке. Жесты являются хорошим вариантом для тех детей, которые плохо реагируют на зрительные стимулы. Также жесты подходят детям, у которых очень хорошо развиты навыки двигательной имитации.
5. Устройства или приложения с совмещением изображений и голоса. Подходят для детей, которые хорошо реагируют как на зрительную информацию, так и на слуховые стимулы. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не использовал устройство для самостимулирующего поведения вместо коммуникации.
6. Коммуникация обменом предметами. Подходит для детей, которые неспособны на дискриминацию между изображениями (проблемы с различением изображений).
Когда нет явных указаний на то, какая система коммуникации лучше всего подходит конкретному ребенку и семье, родителям рекомендуется выбрать четыре желанных для ребенка предмета и учить ребенка просить два предмета с помощью жестов, а другие два предмета с помощью PECS. Убедитесь, что все без исключения предметы — это то, что ребенок просит одинаково часто (предметы имеют одинаковую подкрепляющую ценность). Таким образом, вы введете две системы коммуникации одновременно и затем посмотрите, какую систему ребенок освоит быстрее. После этого вы сможете выбрать основную систему коммуникации для ребенка.
Благодаря использованию АДК, ребенок с РАС начинает понимать, что происходит вокруг него и как можно взаимодействовать с окружающими людьми. А значит и влиять на процессы вокруг, сообщать о своих желаниях, намерениях, несогласии, задавать вопросы и привлекать внимание. Формируются протодиалог с партнером по общению и навык предвосхищения. Актуализация символической системы и упрощение системы взаимодействия с окружающими людьми снимает напряжение и тревожность ребенка с РАС, увеличивает его инициативу и активность в двусторонней коммуникации благодаря успешной реализации мотивов общения. Это позволяет справиться с уже сформировавшимися искажениями речевого развития, характерными для детей с РАС : эхолалиями, стереотипами в речи, штамповой речью и проч. А также, помогает ребенку сформировать социально-коммуникативные умения, регулировать свое поведение, учиться ждать, добиваться желаемого, не проявляя агрессию, развивать познавательную активность, произвольную деятельность и самостоятельность. Все это положительно сказывается на формировании социально-коммуникативных навыков, что, в свою очередь, является важным фактором включения ребенка в инклюзивную среду, где ребенку предстоит налаживать взаимодействие со сверстниками.