Ольга Волкова
Организация работы с начинающими педагогами как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Т. А. Бабаджанова
МБДОУ №2 «Северяночка»
г. Снежногорск ЗАТО Александровск, Россия
Современному дошкольному учреждению нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к осознанному включению в инновационный процесс. Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. За последние годы статистика неумолима: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «стареет». На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка молодых специалистов.
Публикация «Организация работы с начинающими педагогами как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он войдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования. С первого дня работы в детском саду молодые специалисты имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем, а воспитанники, их родители, администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Растить талантливых воспитателей - задача педагогических колледжей и университетов. Развивать их профессиональные способности должны в коллективах детских садов, куда они приходят на работу. При этом важно на каждом этапе учитывать особенности личности, обеспечивать максимальное развитие тех качеств, которые способствуют успехам в профессии и помогают самореализации личности. Особенно важно формировать мотивы профессиональной деятельности педагогов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.
Адаптация молодого воспитателя во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, условий труда.
В каждом учреждении складывается своя система работы с молодыми кадрами.
Задача администрации помочь молодым педагогам адаптироваться в коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:
I этап- 1-й год работы : самый сложный период для молодых воспитателей. Первые недели, месяцы работы вызывают у них большие трудности. Основная причина - психологическая, являющая следствием несовпадения реальной жизни с представлениями и ожиданиями. Для новичка любая профессиональная ситуация становится проблемной и предполагает вызов: сможешь или не сможешь? Умеешь или не умеешь? Сделать лучше, чем остальные, или нет? Поэтому молодых специалистов, по возможности, направляем на ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть наставником. Здесь многое зависит от старших коллег. Следовательно, чем больше помощи и поддержки новичок получит от наставника и коллег, чем чаще будет переживать успех в деятельности, тем больше шансов, что у него появится желание самосовершенствоваться, проявлять активную заботу о детях и качественно выполнять свои обязанности. Все это постепенно вызовет у молодого специалиста уважение к коллегам, признание их авторитета, а главное сформирует восприятие детского сада и профессии воспитателя как постоянных, а не временных.
II этап – 2-ой и 3-ий годы работы : процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, формирования своего стиля в работе, соискания авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагоги посещают открытые мероприятия более опытных коллег. На этом этапе определяется методическая тема, над которой молодой педагог углубленно работает. Все молодые педагоги ежегодно в детском саду участвуют в открытых показах образовательной деятельности.
III этап – 4-ый и 5-ый годы работы : складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет новые технологии, происходит саморазвитие, обобщение опыта работы. Как показывает практика, уже на 4-й год работы молодые педагоги представляют свой опыт работы на методическом совете ДОУ.
Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента и других особенностей.
Дальнейшее профессиональное развитие педагога приводит к вторичной профессионализации. Особенностью этой стадии является высококачественное выполнение профессиональной деятельности, появление своего стиля работы. Воспитатель становится профессионалом. Иногда качественное выполнение обязанностей приводит к тому, что человек перерастает свою должность. Он испытывает неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением, потребность в профессиональном росте. При отсутствии перспектив занять должность методиста или заведующей, чувствует дискомфорт, психологическую напряженность. Если он не находит выхода из ситуации, то наступает профессиональный застой, а затем синдром профессионального выгорания. Чтобы избежать этого, как можно раньше мы стараемся определить уровень профессиональной компетентности воспитателей, помочь им определиться, направить на курсы повышения квалификации, активно поучаствовать в психологических тренингах по теме «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».
В начале профессионального пути надо потратить много времени и приложить максимум энергии, старания и терпения, воли и тогда в зрелые годы можно пожинать плоды вложенного труда.
В детском саду нет одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто отработал много лет. В ДОУ работают и мастера – педагоги, и молодые, неопытные педагоги, поэтому мы строим методическую работу дифференцированно.
Одним из важных аспектов методической службы выступает работа с начинающими педагогами, целевая установка которой: создание условий для формирования и развития профессиональной компетентности молодых педагогов.
Задачи:
1. Создание условий, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
2. Методическое сопровождение индивидуального профессионального развития роста педагога.
3. Использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов.
4. Обеспечение информационного пространства молодым педагогам для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
В детском саду сложились свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами. Выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста:
1. Анкетирование («Анкета молодого педагога», «Анкета для начинающих педагогов»).
2. Обучение педагога на рабочем месте, практика наставничества, участие в работе методических объединений.
3. Консультирование (индивидуальное, групповое: «Психологические минутки в детском саду», «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения» и др.).
4. Посещение занятий опытных педагогов.
5. Семинары – практикумы.
6. Открытые занятия.
7. Тренинги («Личностного роста педагогов», «Релаксация и снятие напряжения»).
8. Совместные занятия 2-х педагогов (интегрированные занятия 2 педагогов.).
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. К каждому молодому педагогу в учреждении прикреплен наставник - опытный и грамотный педагог, который всегда окажет помощь начинающему воспитателю.
В детском саду уже стало традицией проводить методические мероприятия для молодых педагогов. Вот некоторые из них:
2013-2014год - семинар «Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми»; мини – семинар «Планирование образовательного процесса в группах».
2014-2015год - мини – семинар «Проектная деятельность в детском саду», практические консультации «Деятельностный подход в образовательном процессе дошкольной образовательной организации», «Приобщение детей дошкольного возраста к ЗОЖ»
2015-2016год - семинар «Организация предметно развивающей пространственной образовательной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО», консультация «Формирование познавательной сферы детей дошкольного возраста».
Ежегодно в учреждении проходит творческая неделя педагогического мастерства «Лесенка успеха», где начинающие педагоги показывают свой первый опыт работы с детьми.
Хочется отметить, что методические меропрятия, проводимые для молодых педагогов способствуют созданию интереса педагога к своей педагогической деятельности, накоплению опыта, активному освоению приемов работы с детьми, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности, и помогают молодому специалисту адаптироваться в коллективе коллег.
Список используемой литературы:
1. Атаманчук Г. В. Общая теория управления / Г. В. Атаманюк. - М. :РАГС,1994.
2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2006г.
3. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. /Л. М. Волобуева – М. : ТЦ Сфера,2003г.
4. Дмитриева В. Г. Методическая служба в школе: учебно – методическое пособие / В. Г. Дмитриева, Л. С. Клецко, И. В. Яркова. - М. : Педагогическое общество Россия,2007.-С. 72
5. Емельянова М. Особенности профессиональной стимуляции педагога/М. Емельянова//Дошкольное воспитание. -2007.-№1.-С. 104