Татьяна Дружинина
Встреча в музыкальной гостиной «Русские народные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Русские народные инструменты.
Цели:
1. Формировать представления дошкольников о многообразии музыкальных инструментов; активизировать творческую активность.
2. Развивать тембровый слух; интерес к музыкальным инструментам русского народа.
3. Воспитывать эмоционально- ценностное отношение к своему народу.
Публикация «Встреча в музыкальной гостиной „Русские народные инструменты“» размещена в разделах
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, детские музыкальные инструменты : балалайка, ложки, бубен, барабан, треугольник, гармошка и т. д.
Ход
Муз. рук. Здравствуйте, ребята.
1 слайд. Сегодня на встрече в музыкальной гостиной мы поговорим о музыкальных инструментах русского народа. Узнаем о том, как они появились и как народу полюбились, что создал народ из них целый оркестр народных инструментов.
Итак, сядем поудобнее и приготовимся слушать сказочку, про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами.
2 слайд…Давно это было. Жили-поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке умные и полезные вещи:
3 слайд ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок. Жили они в небольшой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.
4 слайд Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.
5 слайд Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.
6 слайд Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.
7 слайд Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.
8 слайд Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
9 слайд В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли, баян, балалайка и домра. Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.
Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой, жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами.
10 слайд «Как вам живётся у своих хозяев- скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов. «Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем». «А мы, никогда дальше своей деревни не бывали» - отозвались трещотка и рубель.
11 слайд Тут в разговор вступили гусли: «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. "Мы своей музыкой людям радость приносим»- добавила гармошка.
«Ой!» - воскликнул рожок,- Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить».
«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.
Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить. Долго пришлось вещам учиться музыкальным премудростям.
12 слайд Узнали они, что все инструменты в оркестре разговаривают на особом языке.
У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их называется – оркестр русских народных музыкальных инструментов.
Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.
-Ребята, о каких полезных вещах шла в сказке речь? (ложки, рубель, рожок, трещотка)
-Какая жизнь была у этих вещей?
-Почему эти вещи решили стать музыкальными инструментами? (людям радость приносить)
Какие инструменты учили эти полезные вещи музыкальным премудростям? (гусли, баян, балалайка, домра)
А кто из вас запомнил, в чем заключаются музыкальные-то премудрости?
(У каждого инструмента своя мелодия. Если музыкант будет играть свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие).
13 слайд А как называется коллектив музыкантов, который исполняет одно произведение? (Оркестр).
Кто-то руководит оркестром? (Дирижёр)
Молодцы, ребята. Сейчас немного отдохнем.
14 слайд Физминутка
15 слайд Все инструменты русского народного оркестра можно разделить на группы. Рассмотрите таблицу внимательно - руку поднимаем и быстро отвечаем! Итак, четыре группы: струнные, духовые, ударные, клавишно- духовые.
(дети по очереди слушают звучание разных народных инструментов)
Струнные:
16 слайд балалайка (бывает прима, секунда, альт, бас, контрабас,
17 слайд домра,
18 слайд гусли
Духовые:
19 слайд свирель,
20 слайд свистульки,
21 слайд жалейка,
22 слайд рожок
Ударные:
23 слайд ложки, трещотка,, бубен
Клавишные- духовые:
24 слайд гармонь, баян,
25, 26 слайд Хорошо, отгадайте, вы теперь,
Инструмент - то лишний где? (дети отвечают и обосновывают свой ответ)
27 слайд Осталось в оркестре всем нам сыграть, а желающим ребятам просто танцевать.
Музыкальная игра «Мы по кругу идем…»
Вижу все вы музыканты, уникальные таланты!
Подведем сейчас итог, поможет нам трещотка, проговариваем с вами слова:
Треско- треско-трескотуха, протрещала прямо в ухо:
Раз-два, раз-два-три, мне дружочек помоги
Итог.
- О чем мы говорили с вами на нашей встрече в музыкальной гостиной?
-Какие полезные вещи захотели стать музыкальными инструментами?
-Как называется коллектив музыкантов, которым руководит дирижер?
На какие группы делятся музыкальные инструменты в оркестре русских народных инструментов?
Звучание каких музыкальных инструментов вам запомнилось больше?