Ирина Чулисова
Встреча с элементами тренинга «Гениальность на кончиках пальцев» в родительском клубе «Хотим всё знать» (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский
Цели: повышение педагогической культуры родителей;
познакомить родителей с условиями, влияющими на формирование речи детей; вовлечь родителей в процесс формирования речи детей посредством развития мелкой моторики.
Оборудование и материал : шнуровальный планшет,массажные мячики, карандаши, литература (развивающие журналы по теме, пальчиковый театр, буклеты для родителей.
Участники: родители и воспитатель.
Ход. Тихо звучит музыка.
Публикация «Встреча с элементами тренинга „Гениальность на кончиках пальцев“ в родительском клубе „Хотим всё знать“ (младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
«Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Тема нашей встречи, а точнее семинара – практикума «Гениальность на кончиках пальцев».
1. Теоретическая часть.
В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему?
Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.) . Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Начинать лучше с массажа (позже - самомассажа) .
Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша,
• вдвое ускоряет процесс овладения им речью,
• способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук,
• массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Продолжительность массажа 3-5 минут.
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.
Например:
мизинец – сердце,
безымянный – печень,
средний – кишечник,
указательный – желудок,
большой палец – голова.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.
Массаж ладошек и пальчиков с использованием карандаша.
Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики).
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь;
повышает работоспособность головного мозга;
развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность;
снимает тревожность.
Как проводить занятия дома?
Прежде чем предлагать пальчиковую игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.
Для разминки пусть малыш сжимает и разжимает кулачок, то правой, то левой рукой.
После разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кисти. Покажите малышу как «рассказать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении трудностей можно взять руку ребёнка и сделать движения вместе с ним.
Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь 1–2 в день, Лучше повторите каждую игру 2–3 раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным занятием.
Беседа с родителями.
Вопросы:
Занимались ли Ваши родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?
Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?
Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?
Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).
Вы будете детьми, а я – воспитателем и я буду играть с вами в различные игры по развитию мелкой моторики руки.
Разучивание под музыку способствует лучшему запоминанию.
2. Практическая часть.
1. Проведение пальчиковых игр с родителями.
2. Массаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком
3. Выполняемые родителями упражнения
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку) .
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз) 5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку) .
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз) .
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Пододвиньте корзинку, накрытую жёлтой салфеткой. Возьмете из неё мячики.
В руках у родителей разноцветные массажные мячи-ёжики. Совместно папы и мамы выполняют предлагаемые движения.
По количеству мячиков на 1-2 меньше родителей. Родители могут по очереди выполнять упражнения, передавая друг другу мячики.
Игры с различными крупами
Выполняемые родителями упражнения
«Сухой бассейн»
Наполните половину коробки (корзинки, крышки от контейнера для торта) сухим горохом. Заройте какую-нибудь маленькую игрушку.
Пусть ребенок опустит ручки в сухой бассейн и найдет там спрятанный предмет («Кто в домике живет?») .
Летом можно играть на свежем воздухе, отыскивая «клады» в сухом, теплом песке.
Кроме игр с маленькими предметами очень полезно пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку.
Игры с различными крупами
Волшебный поднос. На яркий поднос (коробку из-под конфет, тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится контрастная линия. Покажите ему, как нарисовать волны, круг, квадрат, солнышко, лодку, домик, цветок и т. п. Нарисуйте что-нибудь сами.
Расскажите нам о том, что нарисовали, при этом можете придумать маленькую историю.
Пожалуйста, сопровождайте все игры речью! Объясняйте ребёнку всё, что вы делаете. Комментируйте его действия. Хвалите малыша даже за незначительные успехи.
Упражнения с палочками и спичками
Выполняемые родителями упражнения
«Строим забор (домик, лесенку,.)» из счетных палочек (закрепить знания о цвете и размере) .
«Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
- «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.
«Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка. В маленьких тарелочках на столиках лежат кусочки жёлтого, серого и чёрного пластилина.
Родителям предлагается скатать из них комочки. Затем пластилиновые комочки серого и чёрного цветов «превратить в ёжиков», жёлтые комочки – в «одуванчики», воткнув в них спички.
Для игр используйте только спички с отрезанными головками!
3. Заключительная часть.
Воспитатель подводит итоги собрания.
Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
4. Рефлексия.
И, последнее. Нам, педагогам важно, знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты.
Анкета.
Интересна ли была тема семинара-практикума?
Что полезного для себя Вы узнали?
Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?
Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?
5. Минута благодарности.
Уважаемые родители! Благодарим вас за активное участие в проведении семинара практикума и желаем успехов в воспитании детей.
Мы надеемся, что наш тренинг станет источником идей для взрослых, которые хотят не только интересно и весело, но и с пользой провести время с ребенком вместе.
Желаем вам приятного сотворчества!
Родителям предлагаются буклеты «Для чего нужна пальчиковая гимнастика», «Развитие мелкой моторики рук», «Зачем нужна пальчиковая гимнастика».