Маргарита Игоревна Цуканова
Конспект родительского собрания «Ум ребенка находится на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Ум ребенка находится на кончиках пальцев
2014 г.
Цель: создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребёнка самореализации взрослых.
Задачи:
- Дать родителям элементарные знания о роли мелкой моторики в умственном и физическом развитии ребёнка.
-Научить детей пальчиковой гимнастике с применением фольклора - для развития памяти, внимания, воображения.
-Развивать речь детей, активизировать её с помощью фольклора.
Публикация «Конспект родительского собрания „Ум ребенка находится на кончиках пальцев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Оборудование: «Волшебный сундучок», игра «Путаница», шнуровка «Пуговица», игра «Пальчики в лесу», мозаика, геометрические фигуры разной величины.
Ход:
Беседа с родителями. Вопросы:
1. Играете ли вы со своим ребёнком в пальчиковые игры?
2. Какие игры вы помните из своего детства?
3. Занимались вы сами пальчиковой гимнастикой?
Родителям и всем взрослым, следует знать, что развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития интеллекта и речи ребёнка. Пальчики ребёнка работают с самого рождения, совершая хватательные движения: захватывают игрушку, мнут бумагу. Потом он начинает ощупывать и облизывать игрушку. В это время у него в голове происходит работа мозга, он умнеет, его интеллект развивается, он познает окружающий мир. Взрослым нужно знать, что ребёнок каждый день совершает много разнообразных действий, которые и развивают мелкую моторику, а значит и интеллект.
Древние китайские ученые говорят о том, что упражнения, выполняемые руками, ведет к увеличению мозговой активности. Для улучшения деятельности мозга полезно выполнять особые упражнения, в которых участвуют пальцы рук. Японские мастера массажа выясняли, что на руках человека, на кистях находится большое количество точек, массируя которые можно избавиться от некоторых заболеваний. Указательный палец отвечает за желудок, большой - улучшает работу головного мозга, мизинец-сердце, печень и почка- безымянный, а средний палец- за нормализацию работы кишечника.
Каждой маме надо знать пальчиковые игры и играть вместе с ребёнком, делая при этом массаж, напевая песенки. Играть надо то с одной рукой, то с другой рукой, весело, с интересом, меняя скорость
и тембр голоса. Ребёнок запомнит связь между словами движениями пальчиков и легко запомнит стихи.
В игре пальчики легко могут превратиться во многие вещи: животное, букву, цифру, игрушку. Пальчиковые игры помогут развить сообразительность, воображение, усидчивость, внимание, память, фантазию.
Любое детское стихотворение может стать основой пальчиковой игры. Это позволяет приобщить ребёнка к народной поэзии и сформировать его готовность к восприятию русской народной культуры. Дети старше четырёх лет любят в пальчиковых играх использовать кубики, шарики, орехи. Сопровождают свои движения разучиванием потешек, прибауток, песенок и другого детского фольклора. Например:
«Барабан»
Барабан мне подарили,
Он живёт в моей квартире.
Он на стеночке висит,
Как-то раз мне говорит:
Я стучу и колочу,
В ногу всех ходить учу!
Барабанщик очень рад
Что попал он на парад!
Ребёнок сжимает руки в кулаки, выставив указательные пальцы. Барабаньте по столу в такт стихотворения.
Игра «Замок»
На дворе висит замок
Кто его раскрыть бы мог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
Руки складываем в замок, переплетая пальцы. Показываем «замок» с разных сторон, поворачивая руки. При слове «потянули» тянем руки в разные стороны, но не расцепляем замок полностью. Покрутили, не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
«Постучали» : ритмично постукиваем друг от друга основаниями ладошек. И «открыли» : расцепили ручки и развели в разные стороны.
Каждый фольклорное произведение связано с полезными для ребёнка движениями, интересными и важными. Они удовлетворяют его потребность в движении. Играя, можно заняться самомассажем:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять,
Этот пальчик в лес пошёл
Этот пальчик гриб нашёл
Этот пальчик чистить стал
Этот пальчик жарить стал
Ну, а этот только ел
От того и потолстел.
Рука ребёнка сжата в кулак. Отгибаем по одному пальцу, делаем волнообразные движения пальчиками. Загибаем средний пальчик, загибаем указательный пальчик, всем показываем большой палец.
Можно делать хлопки:
– обычные;
– ладонями, сложенные чашечками;
– хлопки ладонями, одна сверху другая снизу и наоборот;
Развитие мелкой моторики связано с развитием речи и умственных способностей. Поэтому, необходимо чтобы развивались пальчики и кисти обеих рук.
Заключение:
На этом мы заканчиваем наше собрание, где мы обсудили актуальность развития мелкой моторики рук дошкольников. И если у вас возникнут вопросы или затруднения в решении подобного рода задач, обращайтесь к воспитателям детского сада, психологу, мы всегда рады оказать вам помощь.
Уважаемые родители, в напоминание о нашей беседе, я хочу Вам раздать буклеты с подбором литературы, для домашнего чтения с учётом гендерного подхода, а так же памятки с рекомендованными пальчиковыми играми и упражнениями, соответствующими возрасту ваших деток. А еще ребята приготовили для вас сюрприз: аппликации, которые они сделали своими ручками
Спасибо за внимание и плодотворное сотрудничество в работе!
Анкета для родителей по пальчиковой гимнастике
1. Знаете ли вы, что такое «пальчиковая гимнастика»?
2. Согласны ли вы с утверждением, что пальчиковая гимнастика полезна для развития детей?
а) да б) нет в) не уверен
3. Знаете ли вы пальчиковые игры (текст, движения). Если «да», то укажите, сколько и какие?
4. Вы видите, что взрослый играет с ребёнком в пальчиковую игру. Выскажите своё мнение:
- развлекает ребёнка
- наверное, этот человек воспитатель
-полезно для ребенка
-пустое времяпровождение
-надо запомнить и поиграть со своим ребенком.
-свой вариант
5. Играете ли вы со своим ребенком в пальчиковые игры?
а) да б) нет в) иногда г) не хватает времени д) свой вариант
6. Кто из членов семьи чаще играет с ребенком в пальчиковые игры.
а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) свой вариант
7. Как вы считаете, есть ли связь между умением ребёнка в младшем возрасте выполнять движения пальчиковых игр с успешным обучением в школе?
а) да б) нет в) не уверен
8. Хотели бы вы узнать больше о значении пальчиковых игр для развития ребёнка и узнать новые игры?
а) да б) нет
Памятка для родителей
Пальчиковые игры
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры".В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
"Сидит белка. "
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
"Коза" вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
"Зайчик" вытянуть вверх указательный и средний пальцыправой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с левой руки; то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
"Пальцы ложатся спать" :
поочередное загибание
пальцев, затем
их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Делая массаж или зарядку, приговаривайте:
Потягунюшки, порастунюшки
Поперек толстунюшки,
(поглаживаем от головы до пяточек)
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимаем и разжимаем кулачки)
А в ушки – слышунюшки, (показываем ушки)
А в глазки – глядунюшки, (показываем глазки)
А носику – сопунюшки, (показываем носик)
А в роток – говорок (показываем ротик)
А в головку – разумок!
Лодочка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.