Анна Лазарева
Всеобуч «Поощрение и наказание ребенка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Поощрение и наказание ребенка в семье»
Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных силах, создавать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподержки.
Подготовка:
1. Разработать анкеты для родителей.
2. Обработать данные анкеты и подготовить сообщение по ее результатам.
3. Подготовить памятки для родителей.
4. Подготовить презентацию «Поощрения и наказания».
Ход
I - часть.
Уважаемые родители, я очень рада приветствовать вас, и предлагаю всем встать в круг.
Станем дружно, вместе в круг,
Публикация «Всеобуч „Поощрение и наказание ребенка в семье“» размещена в разделах
я твой друг, и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И ДРУГ ДРУГУ УЛЫБНЕМСЯ!
Тема нашего всеобуча «Поощрение и наказание ребенка в семье».
И начнем мы с вами с простой детской игры «Ты катись веселый мяч»
• Игра
Ты катись веселый мячик
Быстро, быстро по рукам
У кого остановится
Тот на вопрос ответит нам….
Вопросы:
1. Какие виды поощрения Вы используете в воспитании?
(Похвала, одобрение, подарки)
2. Как Вы относитесь к наказанию детей?
3. Как Вы относитесь к физическому наказанию?
4. Может ли наказание сформировать нежелательные черты характера ребенка?
5. Что эффективнее – похвала или наказание?
Подвести итог, мне хочется, словами народной мудрости:
«Детей наказывай стыдом, а не кнутом».
«Не спеши карать – спеши миловать».
• Упражнение «Измятое лицо» шаблон лица ребенка
Какими словами мы взрослые чаще всего обижаем ребенка?
Каждый из участников говорит слова – (Ю. А. фиксирует на мольберте.)
Слова говорят смотря в «лицо» ребенка и мнет «лицо» после каждого слова, в конце шаблон разглаживается. Педагог обращает внимание на «шрамы», которые остаются не только на лице, но и в душе ребенка.
• Открытый просмотр видео презентации
II – часть.
Подведение итогов
Надеюсь, что наш всеобуч помог вам многое осмыслить.
Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребёнком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать своё поведение.
Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили.
Рекомендуем Вам уважаемые родители чаще использовать различные методы поощрения ребёнка.
Анкета для родителей
1. Наказание происходит потому, что___
2. Мне приходится наказывать ребенка, когда___
3. Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть) : пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое___
4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку?___
5. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку?___
6. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка?___
7. Повысить на него голос?___
8. За что, в какое ситуации Вы можете ударить своего ребенка?___
9. Что раздражает Вас в вашем ребенке?___
10. Что раздражает Вас в самом себе?___
11. Кто из родителей заполнил анкету?___
Анкета анонимна, надеемся на Ваши искренние ответы. Они помогут Вам разобраться в системе отношений, которую Вы строите со своим ребенком.
Советы родителям
«Когда Вы выбираете наказание,
успейте взвесить его вред и пользу для ребенка»
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.
2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой профилактики, ни каких наказаний «на всякий случай».
3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый поступок. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души.
4. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута как ни в чем ни бывало. О старых грехах – ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
6. Без унижения. Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самоценности!
7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
8. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.
9. Наказание – не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят
Памятка «Искусство наказывать и поощрять»
1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.
8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
• Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
• Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
• Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
• Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;
• Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.