Александра Кремнева
Наказание и поощрение в работе с трудными подростками
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Наказание и поощрение в работе с трудными подростками.
Подростковый возраст является одним из важнейших и сложных периодов жизни человека, на пути к становлению личности человека, на пути внедрения в социум. Подводя совокупность различных определений подросткового возраста, можно прийти к выводу, что подростком является человек в период начала полового созревания до момента его окончательного взросления, окончания физиологического роста, так в среднем подросток - это человек в возрасте от 12-18 лет, хотя некоторые западные исследователи считают возрастом окончания подросткового периода 20-22 года.
Публикация «Наказание и поощрение в работе с трудными подростками» размещена в разделах
Поведение подростков зачастую иррационально, необъяснимо для взрослого человека (учителей, родителей). Исследования мозга подростков позволяют найти причину такого поведения на физиологическом уровне1. Исследуя описание подросткового поведения в исторической перспективе можно сказать, что поведение современного подростка не во многом отличается от подростка предыдущих эпох.
В частности, Сократ (469-399 до н. э.) описывает подростков следующем образом : «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты и постоянно сплетничает». Аристотель говорит о подростках так : «… они страстны. Вспыльчивы и склонны следовать гневу»2.
Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) указывая на отличия подростков от детей, описывал их следующим образом: «Перемена в нраве, частые вспышки, постоянное волнение духа делают ребенка не поддающимся дисциплине, он становится глухим по отношению к голосу, который делала его послушным»3. Так можно прийти к выводу, что именно фактор подросткового возраста (физиологический фактор) влияет на поведение индивида, хотя и не стоит отрицать влияние социальной среды и воспитания. Поэтому при воспитании и обучении подростка, необходимо учитывать особенности его физиологических механизмов, понимать, что некоторое поведение диктует ему его мозг. Особенно это важно в системе поощрений и наказаний трудных подростков.
Подросток не сможет принять совет педагога и родителя, если последние не попытаются понять, как подросток усваивает полученную извне информацию, как он ее распознает. Так важнейшей частью человеческого мозга являются лобные доли, отвечающие за принятие решения и оценку ситуации, именно эта часть мозга является незрелой у подростка и развивается на этапе взросления4. Поэтому именно взрослый человек должен отчасти заменить эти доли, помогать ребенку принимать правильные решения и способствовать развитию мышления, логики ориентироваться в той или иной ситуации.
Учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу, что каждый подросток – трудный, трудный для восприятия взрослыми, трудный для общения со сверстниками, трудный для самого себя. Однако в аспекте данной работы под трудным подростком мы будем понимать, подростка, значительно отклоняющегося от общепринятых в обществе норм, находящегося в конфликте с ценностями, нормами, нравственными ориентациями общества. Крайняя степень трудности подростка это девиантное поведение - противоправное поведение, проявляющееся в причинении ущерба общественному благополучию, окружающим, себе. Примерами такого поведения может выступать совершение подростком преступления – кражи, причинение вреда здоровью, отказ от посещения в школы – получения общего образования, и т. д.
Основные причины, порождающие различные девиации в поведении подростков : разочарование в идеалах (родителях, значимых взрослых); отсутствие культурно-нравственных ориентиров и целей жизни; криминальная микросреда, социальная и правовая незащищенность, ослабление профилактической работы с подростками, социальная напряженность. Большое негативное влияние на подростков оказывает пропаганда в средствах информации, кино различных псевдокультур, ранней сексуализации, жестокости и насилия5.
Что же такое поощрение и наказание. Так в педагогике поощрением называют определенный метод воспитания, который направлен в первую очередь на эмоциональное утверждение успешных правильных действий ребенка, в том числе подростка. С помощью поощрения происходит стимулирование на определённые действия, которые должны производиться в обществе успешным человеком. Подростку важно осознавать, что его усилия, проявление хороших качеств личности буду по достоинству оценены другими, особенно родителями, педагогами. С помощью поощрения, происходит закрепление положительных навыков и привычек, что особенно актуально для трудных подростков. Каждое их проявление положительных качеств должны быть поощрены. К поощрению можно отнести следующие действия:
- устные – похвала, благодарность, выделение из группы;
- материальные – награда, приз, денежное вознаграждение, покупка желаемой вещи, поездка, проведение особенного мероприятия;
- моральные – поручение ответственного задания, проявление доверия, заботы, прощение за ранее совершенный проступок, публичное восхищение, признание заслуг, предоставление дополнительных прав;
- физические – объятия, поцелуй.
Некоторые ученые считают, что прощение не является мерой поощрения, однако думается, что отчасти оно тоже направлено на корректировку поведения ребенка, и если подросток обидевший другого человека, извинится, попытается загладить свою вину, то прощение подарит ему позитивные чувства, чувства освобождения от вины.
Позитивное отношение к личности трудного подростка и система приемов поощрения — важная часть педагогического процесса. Зачастую трудному подростку трудно признать свои ошибки, ему кажется проще смирится с образом «плохиша», чем пытаться доказать, что в нем есть хорошие качества. Поощрение способствует развитию уверенности подростка, стремлению к исправлению своего поведения, веры в собственные силы.
Однако существуют определенные условия, при которых поощрение может быть, как эффективным, так и неэффективным. Эффективными приемами поощрения являются : регулярность, понятность (за что поощряется, заинтересованность родителей, педагогов в достижении успеха, соразмерность поощрения затраченным усилиям, актуальность поощрения данному подростку, исполнимость, неожиданность. Так кто-то будет рад поездке в кино, а для кого важнее получить отличительную награду (грамоту, похвальны лист)6. Неэффективным будет поощрение, которое не имеет системности (от случая к случаю, не имеет индивидуального подхода, выраженное формально, у хвалящего нет заинтересованности, не соответствует затраченным усилиям, сравнивается с успехами других лиц не в пользу ребенка.
Существует множество форм поощрения, в частности при совершении подростком правонарушение и понесшим наказание в виде лишения свободы, поощрением за хорошее поведение, раскаяние будет сокращение срока отбывания наказания. В работе с трудными подростками как уже говорилось выше, важна системность поощрения, заинтересованность педагога, родителя и соразмерность затраченным подростком усилиям.
Обратимся к другой стороне медали воспитательных методов – наказанию. Трудные подростки привыкли к наказаниям, и зачастую не воспринимают их в том аспекте, в котором планировали бы взрослые (такое поведение может также объяснятся не до конца развитым лобным долям мозга). Трудный подросток видит мир через призму своего восприятия, и наказание не всегда достигает изначально поставленной цели – корректировка нежелательного поведения подростка. Из этого следует, что к наказанию нужно относиться ответственно.
Наказание-это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния.
Физическая сила не может быть применима к подростку, зачастую подросток просто сильнее, своих родителей и педагогов. Поэтому остается только устное общение, эмоциональное воздействие. Именно с этой позиции стоит рассматривать как наказание подростка, так и его поощрение.
Наказание трудного подростка за совершенный им проступок должно быть соразмерно тяжести совершенного проступка. Рассмотрим систему наказаний с позиции права и педагогики. Так в России уголовная ответственность за тяжкие преступления (убийство, изнасилование, тяжкий вред здоровью и т. д.) наступает с 14 лет, общая уголовная ответственность с 16 лет, административная ответственность также в определенных случаях наступает с 16 лет. За совершенные преступление трудный подросток может понести наказание в виде лишения свободы, ареста, помещения в спецшколу. Такие методы применяется в тех случаях, когда подросток нарушил закон, и конечно лишение свободы также применяется в крайних случаях.
Зачастую наказание трудных подростков подразумевает педагогические методы воздействия, рассмотрим их подробней. Наиболее популярными методами наказная являются устные - выговор, замечание, критика действий подростка, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, осуждение, возмущение, упрек, а также запреты. В частности, в семьях часто практикуют запрет пользования гаджетами, запрет на встречу с друзьями, отказ покупки желаемой вещи, отказ от поездки. Иногда используется наказание в виде отстранения от подростка, проявление разочарования в его поступках, обиды, лишение его внимания. Внезапная утрата внимания часто служат единственной возможностью для воздействия и завершения конфликта, особенно при агрессивных спорах и приступах ярости.
Главными принципами наказания остается справедливость. При этом никогда нельзя унижать ребенка, унижать его человеческое достоинство. При наказании важно также учитывать натуру, характер подростка. Так для одного публичный выговор не оставит в памяти и следа, для другого будет тяжелой моральной травмой, один лишь ухмыльнется, другой будет рыдать навзрыд.
Для трудного подростка взрослый человек должен стать наставником, иногда недостаточно любви и тепла, ему необходим контроль и дисциплина. Еще одним важным принципом наказания является значимость для ребенка, так не будет наказанием запрет пойти в гости, если подросток и сам не хотел туда идти. Интересным является предположение о том, что следует обратиться к самому подростку, что бы он сам оценил свой проступок и определил наказание, которое должен понести. Это может способствовать ответственности подростка и пониманию причинно-следственной связи его проступка и последовавшему наказанию. В случае неуверенности в справедливости наказания, лучше его не использовать или отложить его применение до полной ясности ситуации.
В завершении работы хотелось бы вспомнить слова А. С. Макаренко: «Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности»7. То же самое следует сказать и в отношении поощрения.