Елена Кайгородова
Проект «Все профессии важны — все профессии нужны»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление дошкольников с профессиями взрослых через познавательно- информационный проект «Все профессии важны - все профессии нужны»
Кайгородова Елена Викторовна,
воспитатель МБДОУ ЦРР – Д/с№7 «Остров сокровищ»
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта: Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.
Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Ведь от уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека, зависит и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, умение практически выполнять доступные трудовые процессы.
Проблематика проекта: Наши наблюдения за детьми 5 лет в игре, индивидуальные беседы с ними, о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети мало знают о профессиях: об их названии, предметах - помощниках, содержании трудовой деятельности; у них не сформировано уважение к труду взрослых. А ведь формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И мы считаем, что начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тем, что, что ближе детям, к их жизненному опыту.
Цель проекта: Расширение и обогащение знаний детей о многообразии профессий взрослых.
Задачи проекта:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
- Создать необходимую предметно-развивающую среду;
- Разработать систему работы, направленную на развитие сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления с профессиями;
- Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта;
- Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;
- Научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;
- Сформировать у детей добросовестное отношение к труду;
- Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.
Вид проекта: групповой, познавательно - информационный, творческий, игровой.
Сроки реализации проекта: 5 лет (2018 – 2023 г. г.).
Участники проекта:
- Дети группы «Кунчээн»;
- Родители (законные представители);
- Воспитатели группы.
При реализации проекта нами были выбраны следующие методы работы, как наиболее оптимальные в сотрудничестве с родителями:
- проведение экскурсий, в том числе совместных экскурсий выходного дня;
- создание мини – музея с привлечением родителей «Все профессии нужны, все профессии важны»:
- организация встреч с родителями, как представителями разных профессий;
- чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых, в том числе организация библиотеки «Читаем дома о профессиях»;
- этические беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе;
- инсценировка литературных произведений;
- составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых;
- индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
На первом, подготовительном этапе (сентябрь 2018 года) нами была запланирована и проведена следующая работа:
- Составлен план мероприятий по проекту «Все профессии нужны, все профессии важны» по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, создание ППРС;
- Проведено диагностическое исследование, актуализирующее работу по проекту;
- Создан мини – музей «Профессии» в группе с привлечением родителей;
- Подобраны иллюстрации, сюжетные картины, загадки, настольные и сюжетно – ролевые игры в соответствии с тематикой проекта;
- Подобран литературный материал (стихи, песни, пословицы о профессиях);
- Подобраны книги для семейной библиотеки «Такие разные профессии»;
- Подобраны настольные и дидактические игры;
- Совместно с родителями изготовлены атрибуты к сюжетно – ролевым играм;
- Разработаны конспекты специально организованной деятельности по теме «Профессии».
На втором, основном этапе проводится непосредственно содержательная, внедренческая часть нашего проекта. Практическая работа построена по 2 блокам - 1 блок «Работа с детьми», 2 блок «Работа с родителями».
Блок «Работа с детьми» содержит разные формы и виды деятельности и охватывает все образовательные области развития и образования детей дошкольного возраста.
ОО «Познавательное развитие»:
- специально организованная деятельность «В мире профессий», «Профессии и инструменты», «Лучше дела не найти» и др. ;
- экскурсии внутри детского сада
- дидактические игры на формирование представлений детей о разнообразных профессиях
ОО «Речевое развитие»:
- беседы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Есть много профессий хороших и нужных», «Зачем нужны профессии?», «Профессиональные праздники» и др. ;
- Чтение художественной литературы обогащающей знания детей о мире профессий.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»:
- сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Почта», «Поликлиника», «Строители», «Салон красоты», «Ветеринар», «Супермаркет», «Кафе», «Космонавты», «Пароход», «Школа», «Моя семья», «Детский сад», «Такси», «Автобус», «Банк», «Скорая помощь», «Пожарная» и др. ;
- встречи с представителями разных профессий.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»:
- разучивание музыкально – ритмического упражнения «Маляры», разучивание песен
«Отважный пожарный», «Моряки», «Воспитательница», «Швея» и др. ;
- свободная творческая деятельность на развитие активности в разных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.)
ОО «Физическое развитие»
- подвижные игры на закрепление знаний детей о разных профессиях.
Блок «Работа с родителями» является важным направлением в нашем проекте, так как без помощи родителей невозможно донести до детей важность человеческого труда в жизни. В этом блоке нами предусмотрена просветительская работа, которая помогает донести до родителей актуальность формирования представлений о профессиях у ребенка.
Это:
- консультации для родителей «Беседуйте с детьми о профессиях»;
- раздача памяток «Как знакомить детей с профессиями»;
- совместное создание мини – музея «Все профессии важны, все профессии нужны»;
- совместное с детьми изготовление альбомов «Стихи о профессиях», «Все работы хороши», «Пословицы и поговорки о труде»;
- привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевым играм;
- приглашение родителей на встречи с детьми «Расскажу о профессии», проведение предварительной работы с выступающими родителями;
- организация совместных экскурсий выходного дня.
На третьем, заключительном этапе нами запланированы следующие итоговые мероприятия, которые являются также продуктами нашего проекта:
- Совместное с родителями развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны»;
- Оформление тематической выставки книг «Такие разные профессии»;
- Выставка рисунков «Кем я хочу быть?»;
- Выпуск фотогазеты «Есть много профессий хороших и нужных!».
По завершению проекта, мы ожидаем следующие результаты:
у воспитанников будут сформированы:
• представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах – помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно – ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов.
• представления о профессиях своих родителей.
• умение составлять описательный рассказ о профессиях с использованием опорной схемы.
• понимание значения слова «профессия» и значение выражения «все профессии важны».
у родителей ожидаем:
• успешное взаимодействие со своими детьми;
• повышение психолого-педагогических компетенций.
для педагогов:
• создана предметно-развивающей среды по теме проекта;
• построена совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
• повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
В результате первого года реализации проекта мы можем констатировать следующие промежуточные результаты:
1. Дети мотивированы на знакомство с профессиями, трудом взрослых, сформирован интерес;
2. Дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий;
3. У детей появились личные предпочтения в профессиях, которые они отражают в разных видах деятельности;
4. Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей.
Мы считаем, что знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные особенности дошкольников.
Список литературы
1. Антонова, Т. В., Иванова, Р. А. Формирование детского игрового общества /Под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 2001. – 205с.
2. Артемова, Л. В. Организация взаимовлияния детей в игре [Текст] / Л. В. Артемова // Дошкольное воспитание, 1972, № 6, с. 5.
3. Бересневич, Е. В. Развитие игры ребёнка под влиянием воспитания : Творческие игры в детском саду / Е. В. Бересневич. - М. : 1951. – 300с.
4. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г., Михайлова, З. А. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 528с.
5. Венгер, Л. Л. Сюжетно - ролевая игра и психическое развитие ребенка: Игра и ей роль в развитии ребёнка дошкольного возраста / Л. Л. Венгер. - М. : 1978. – 321с.
6. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. -1966, № 6, с. 62.
7. Жуковская, Р. И. Руководство творческими играми дошкольников/ Р. И. Жуковская. - М. : 1953. – 258с.
8. Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание, 2003, №4, с. 18.