Получи документы

Классный час «Возрождение казачества — это долг родовых казаков»

Корниенко Алла Николаевна
Классный час «Возрождение казачества — это долг родовых казаков»
▼ Скачать + Заказать документы

МБОУ Чапаевская СОШ

Классный час

«Возрождение казачества –

это долг родовых казаков»

Провела

Кл. руководитель

11 класса

Корниенко А. Н.

2018-2019 уч. год

Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой казачий народ.

Задачи:

1. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;

Публикация «Классный час „Возрождение казачества — это долг родовых казаков“» размещена в разделах

2. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; .

3. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход классного часа.

Учитель: 24 января 2019 года исполняется 100 лет со дня подписания циркулярного письма оргбюро ЦК РКП (б) «О расказачивании». Этот документ положил начало массовому террору на Дону. Было уничтожено более двух с половиной миллионов казаков. На Тихом Дону практически не осталось казачьих семей, которые так или иначе не коснулась эта кровавая политика геноцида.

Сегодня на кл. часе мы поговорим об истории казачества нашего города Белая Калитва, а так же о быте, традициях и заповедях казаков.

- Что означает слово «казак»?

-«Казак» означает «вольный», «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».

- Давайте полистаем странички истории казачества.

1 страница «История казачества»

1 Ведущий (Атаман школы Шангай Данил) : На окраинах феодально-крепостного государства в XVI начинает складываться донское казачество. С самого начала среди казачества не было равенства, а в XVII веке оно распалось на две социальные группы: домовитых и голутвенных казаков. Очень скоро домовитые заняли главенствующее положение в Войске Донском, стали тем слоем "зажиточного' казачества, на которое стало опираться правительство при проведении своей политики на Дону.

Затем из среды казачества начинают выделяться вожди-атаманы. В XVI-XVII веках эти должности еще выборные, но уже в первой половине XVIII века войсковой и станичный атаманы настолько отделились от общей казачьей массы, что Их начали именовать старшинами.

Постепенно понятие "старшина" приобрело социальный смысл. Отличительным признаком старшины становится не военный опыт и личные качества, а занимаемая должность и накопленное богатство. Одним из таких старшин и был основатель династии Себряковых Сидор Себряков.

В XVIII веке начинается переход старшин в дворянское сословие. Важнейшим условием такого перехода было превращение старшин в крупных земельных собственников. Используя свою военную и гражданскую власть на Дону и опираясь на поддержку правительства, они вторгались в карты, давно закрепленные за той или иной станицей и заселенные казаками, строили хутора и поселяли на них своих людей.

В 1753 году Войско доносило в военную коллегию, что Сидор Себряков в некоторых станицах завладел казачьими пахотными землями, сенокосами, так-же рыбными и лесными угодьями без дозволения Войска".

2 Ведущий казачка школы Верещагина Анна:

Официальной датой основания города Белая Калитва считается 1703 год, когда указом Петра III полковнику Войска Донского Михаилу Сидоровичу Себрякову (сын Сидора Себрякова) за службу был пожалован в вечное потомственное владение Кобылянский юрт (около 60 тыс. гектаров, на территории которого и находилась станица Белокалитвинская. На левом берегу реки Северский Донец образовывается селение, которое на карте тех времён (конец 17 века) обозначено как слобода Белокалитвинская. Сам Себряков поселился около теперешнего села Староселье (Николаевка, жителями которой являлись выходцы с Украины. Для освоения земель помещик Себряков начал переселять из своих сел некоторые крестьянские семьи в другие места. Он выселил на юг от Сидор несколько семей. Эти семьи основали поселок, который 6ыл назван Себряково. а потом стал называться Себрово. Из Николаевки в начале XIX века помещик Себряков приказал выселить к озеру Деревенскому (по правую сторону реки) сначала около 50 семей.

Так и жили казаки. Но в 1917 года началась революция.

Когда весть о совершившейся революции докатилась до Белокалитвинской, здесь прошли выборы в совет рабочих и крестьянских депутатов. В него прошли сторонники большевиков. Но власть еще находилась в руках управы, а управа подчинялась атаману - Усть-Донецкого округа, где не было еще советской власти.

Среди населения началась острая борьба. В станицах и хуторах стали возникать союзы и объединения. Один назывался "Союз спасения Дона". Возникают они и среди бедняков.

На 1916 год две трети населения входило в этот округ. его составляли казаки (224 тысячи человек, на долю иногородних приходилось по переписи 95 228 человек. В говоре и обычаях казаки представляли здесь наибольшее разнообразие. Нередко можно было увидеть казака в русском кафтане, зипуне и лаптях. Избы также «великорусского» образца. В низовьях, наоборот, казаки щеголяли форменной одеждой, курени казачьего образца. Основное занятие населения округа — земледелие.

Поселения, в которых жили казаки, получили название городков. Строились они, как правило, в укромных, труднодоступных местах: на островах, на крутых берегах, с напольной стороны укреплялись двумя рядами плетней с насыпанной между ними землей. Для «неприступности» поверх плетней укладывались ветки терна.

Учитель Корниенко Алла Николаевна: 11 ноября 1917г после принятия декрета ВЦИК СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» началась политика расказачивания большевиками и постановления СНК от 9 (22) декабря 1917: началась ликвидация сословных перегородок и повинностей казаков, постепенно превратившиеся в истребление казаков.

Расказачивание — проводившаяся большевиками в ходе Гражданской войны политика — массовый Красный террор и репрессии против казачества как социальной и культурной общности, сословия Российского государства. Политика расказачивания заключалась в массовых расстрелах, взятии заложников, сожжении станиц, натравливании иногородних на казаков. Довольно часто это связывают также с директивой Оргбюро ЦК РКП (б) от 24 января 1919 года. В процессе расказачивания проводилась также реквизиция домашнего скота и сельскохозяйственных продуктов, переселение иногородней бедноты на земли, ранее принадлежавшие казачеству, в сочетании с действиями по формальной ликвидации казачества.

Верещагина Анна: Таким образом в 1918 году вооруженным путем была установлена Советская власть в округе. Не всем была она по душе. Не признал ее и Усть- Донской атаман. Началась гражданская война.

Три года продолжалась она. После ее окончания еще долго разгуливало 28 повстанческих групп. Самыми крупными были Вакулина и Фомина. Срочно создаются отряды ЧОН. С их помощью за 2,5 года с повстанческими группами в крае было покончено.

Учитель: С 2009 года Городской округ город Белая Калитва является одним из субъектов Ростовской области, где движение за возрождение казачества получило широкое развитие. По социальному составу казачество неоднородно и включает практически все слои населения.

Наиболее активная часть казачества объединилась в ГКО «Станица Белокалитвинская»

Предпринимаемые администрацией городского округа меры способствует реализации законных предложений казаков, их сплочению, повышению созидательной роли в жизни городского округа. Дальнейшее развитие активности казачества в социальной, политической и культурной жизни требует дополнительной государственной поддержки.

Приоритетными направлениями возрождения казачества являются :

• Сохранение и развитие казачьей культуры;

• Организация несения государственной службы и всемирная помощь казачьим обществам, взявшим на себя обязательства по несению государственной службы;

• Восстановление традиций казачьего самоуправления;

• Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Отечеству.

Программа направлена на формирование целостной системы казачьего образования и военно-патриотического воспитания. Планируется проведение комплекса мероприятий, направленных на поддержку образовательных учреждений со статусом «казачьи», являющихся основой современной системы образования и военно-патриотического воспитания казачьей молодежи. Предполагается проведение разнообразных мероприятий, учитывающих наиболее полно потребности современной казачьей молодежи : спортивных, связанных с историей и этнографией, культурой, ролевых игр, отдыха по военно-патриотическим программам и т. д. Будет начата подготовка казачьих призывников к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

- организация и проведение учебно-тренировочных сборов казачьего ВПК «Всполох»

- Организация и проведение военно-спортивно-массовых мероприятий

-турнир по многоборью памяти атамана Платова;

- участие в городских, окружных, областных соревнованиях;

проведение рейдов по охране общественного порядка;

- организация и проведение смотра дружинников МКД;

Учитель: Нам так необходимо знать историю своего народа, а особенно культуру казачества.

2 страница "Культура казачества".

И разговор пойдет о том как казаки организовывали свою жизнь, обустраивали быт, в какую одежду одевались, и как берегли и уважали традиции своих отцов и дедов.

Скрыгин Михаил:

Казаки жили в глинобитных, соманных, турлучных хатах без фундамента, с четырехскатной соломенной или камышовой крышей, а современные дома у казаков очень добротные, кирпичные, красивые, их уже не назовешь хатами. В каждой казачьей хате обязательно был «красный» угол, в котором находилась икона Казанской божьей матери, обрамленная рушником. Казаки были очень нобожными людьми. Икона служила для благославения сыновей на военную службу, дочерей, когда они выходили замуж, при рождении ребенка и других знаменательных событий. В комнате стоял стол покрытый кружевной скатертью, связанной крючком. На нем самовар, патефон. На стенах развешены семейные фотографии в рамках. Возле окна на стене зеркало в деревянной рамке. Земляной пол застелен домоткаными половиками. На полу установлена деревянная прялка с веретеном, а рядом люлька для ребенка.

Плешаков Алексей: Одежда у казаков была особая : казачка казак

приталенная блуза казачий чекмень

вышивка орнаментом черкеска с патронными газырями

широкая книзу юбка высокие сапоги красного или

ожерелье, браслеты из желтого сафьяна

жемчуга, золота шаровары с лампасами

платок барашковые шапки

туфли на ремне кинжал

Верещагина А. : По праздникам после обедни молодежь, а нередко и старые казаки бились на кулаках, ходили стена на стену, играли в игры, доставали на всем скаку платки и монеты, стреляли в цель и рубили столбики и ветки. Бывалые казаки давали наставления, рассказывали случаи из своей жизни.

До 1914 года ежегодно в станицах проходили смотры казаков. Присутствовали на смотре станичный атаман и его правление. Летом на площади пред зданием казачьего правления выстраивались казаки от 15 до 45 лет, стоящие на учете Войска Донского. Перед казаком был вещевой сундук, позади лошадь. Одевались в строю по форме сезона.

Скрыгин Михаил: Самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Взрослые казаки считали, что необходимым элементом обучения и воспитания казака являются игры. И относились к детским играм серьезно, поощряли их проведение. Донские казачата любили игры с коновязью, чехарду, нагайку и кнут, городки, лапту, прыгалку через веревочку.

Учитель: Казачьи заповеди. Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали.

1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее;

2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ

3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!"

4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ

5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ

6. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО

7. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ

8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ

9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА

10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ

11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

Учитель

Соблюдайте правила и обычаи казачества.

А еще силен и крепок казак своей вековой дружбой с конем.

Сильнее этой дружбы на всем свете нет.

3 страница «Верный друг»

Верещагина Анна: Особое, почетное место в домашнем хозяйстве занимала лошадь, так как у казака она была главным животным. Казаки говорили, что конь и человек должны любить друг друга. Они не просто друзья, но товарищи по оружию. И жизнь одного зависит от жизни другого. У каждого казака была памятка о том как необходимо обращаться с лошадью.

Он твоего отца родного

Носил в огонь и из огня.

Конь боевой всего дороже,

И ты, родной, им дорожи.

И лучше сам ты ешь похуже,

Коня же в холе содержи!»

Плешаков А: Несмотря на некоторые различия в обрядах у казаков различных казачьих войск, одно, несомненно: все было подчиненно воспитанию воина. Так с момента рождения малыш был окружен вниманием казаков, заботой о том, чтобы вырастить из него казака – защитника Отечества, патриота Родины. Казак рождался воином. В семье его не называли мальчиком, а непременно казаком, казачьим сыном. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному.

В три года казачата свободно сидели на лошади;

в десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном;

в двенадцать они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь,

14-15 летние подростки могли джигитовать, т. е преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь.

С 17 лет казак назывался малолетка. Начинались скачки, стрельба в цель на скаку, рубка – т. е. ученье воинскому делу.

В 19 лет – приводился к присяге на верность службе.

Учитель.

4 страница «Семья казака».

Верещагина Анна: А семьи у казаков были большие. Глава большой 3-4 поколенной казачьей семьи из 20-30 человек (дед, отец или старший брат) был ее руководителем, распределял ее работу и доходы. В казачьих семьях умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работа считалась грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь – место духовного общения

Скрыгин Михаил: Рождение пяти-семи детей в казачьей семье было обычным явлением. Казаки любили детей и рады были рождению мальчика и девочки. Но мальчику радовались больше: сын – продолжатель рода, будущий казак, воин. Община выдавала на него надел земли. Новорожденному мальчику все друзья, знакомые отца приносили подарки. Они были непременно военные: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку или ружье. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, выносливости. Внушали молодым: главное в любой ситуации не поддаваться панике, не терять разум и контроль над собой, не сдаваться в любых обстоятельствах, сохранять уверенность в себе, так как безвыходных положений не бывает.

Верещагина Анна: Матери и бабушки обучали дочек и внучек любить и беречь семью, рачительному ведению домашнего хозяйства, рукоделию. Дети в казачьих семьях рано приобщались к труду. Труд, уважение к старикам, любовь к Родине, родному краю лежали в основе воспитания.

5. Итог мероприятия.

Учитель: Вот и прочитана последняя страничка нашего альбома. Вам, ребята надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы глубоко и преданно любить свою Родину, свой город, школу и свою семью.

Возрождение казачества –

это вовсе не ребячество

И не месть, хоть униженных не счесть!

Может, в этом есть лихачество,

Но ведь здесь и суть казачества :

Никому не преклоняться, за родную землю драться,

Крепко Родину любить, если надо – защитить!

Честно жить, работать дружно –

Вот казачеству что нужно!

Что жизнь коротка - не беда,

В ней можно успеть очень много.

Лишь мирно бы солнце светило всегда,

Сияло над каждым порогом.

Мир дому вашему!

Мир краю нашему

Живи и процветай, мой любимый Донской край!

Вы, ребята, живите, творите, дерзайте во славу земли русской!

Публикации по теме:

Классный час «1 сентября в 1 классе» Классный час "1 сентября в первом классе" ___ Цели: создание атмосферы праздника, знакомство детей.

Классный час «Дружба — это нужно» Конспект классного часа в 4 «в» классе МБОУ СОШ № 3 г. Невинномысск автор Косенко Диана Фанилевна Тема: «ДРУЖБА - это очень нужно» Цель:.

Классный час «Имам Шамиль» Министерство образования р. Дагестан МКОУ "Прогимназия№10 "Сказка" Классный час посвященного памяти Имама Шамиля.

Классный час «Поговорим о дружбе» Цель: формирование представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг; воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно.

Классный час «Семья — это…» для учащихся 13–17 лет Направление работы: 1. Социальная ответственность и компетентность Цель: формировать представление о семье. Развивать коммуникативные качества.

Классный час в 1 классе «Поговорим о счастье» Учитель: Талалай О. Н. Поговорим о счастье. Цель: показать детям, из чего складывается человеческое счастье, и подвести к пониманию важнейших.

Классный час в 4 классе «Поздравляем маму» Ведущая: Здравствуйте, дорогие мамы и бабушки! Сегодня мы вновь встретились, чтобы отметить первый весенний праздник - праздник добра, света,.

Классный час. ФотоотчетКлассный час. Фотоотчет В ГБОУ Школа 2044 ДО 2701 в группах средняя,старшая,подготовительная,был проведён классный час!За этот час дети смогли побывать на севере.

Классный час «Законы дружбы» в 3–4 классе Классный час «Законы дружбы» Цели: 1. развитие умений учащихся вести рассуждения; 2. формирование умений аргументировать свою точку.

Экологический классный час «В защиту природы» Методическая разработка «В защиту природы» (экологический классный час) Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классный час «Возрождение казачества — это долг родовых казаков»
Опубликовано: 30 марта 2019 в 10:32
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Классный час «Возрождение казачества — это долг родовых казаков»» (включая файлы) размещена пользователем Корниенко Алла Николаевна (УИ 1890326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД