Хавра Умаханова
Классный час «Имам Шамиль»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования р. Дагестан
МКОУ "Прогимназия№10 "Сказка"
Классный час
посвященного памяти
Имама Шамиля
подготовили и провел :Умаханова Х. А.
2016г
Звучит аудиозапись.
1-Вед. : 4 февраля 1871 года в священной Медине скончался имам Шамиль.
Богобоязненный раб Аллаха, всю жизнь посвятивший поклонению Всевышнему и защите Его религии, предстал перед Всевышним. Похоронили имама на кладбище "Джаннат аль-Бакия", где имеются могилы близких людей Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников. От данной скорбной даты нас отделяет целых 142 года. Это небольшой срок.
Публикация «Классный час „Имам Шамиль“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
2-Вед. : Эпоха Шамиля - наша современность. Она никогда не потеряет свою значимость, величие, также, как и личности тех, кем ознаменована эта эпоха. Имам Шамиль и его мюриды на протяжении десятилетий совершали настоящий вооруженный газават, они не искали славы, богатства - ничего мирского. Их души были устремлены к Всевышнему - они защищали религию Аллаха и свою родину от насильников и варваров, ибо в таком обличии явились на Кавказ войска царизма. И эта была справедливая, священная борьба.
Лабазанова Мадина- Восседает одиноко на скале имам Шамиль
Он – в раздумий глубоком, белый свет ему не мил.
Исподлобья озирает он угрюмые хребты.
Стража чуткая готова вмиг на зов его прийти.
Замер он, как изваянье, лишь дыханье выдает
Дум и чувств его смятенье, и клинок блеснет вот-вот.
Красен плащ, бела черкеска, вьется по ветру чалма,
В рыжей бороде сединки, а в ладони - торлама.
1-Вед. : Имам Шамиль – великая личность в истории человечества. О нем невозможно говорить без употребления эпитетов превосходной степени. Имам Шамиль человек с большой буквы, великий предводитель, полководец, тарикатский шейх, ученый-богослов, политик, идеал для подражания и национальный герой Кавказских народов. Его особенностями были глубокая богобоязненность, справедливость, искренность, любовь к своему народу.
Если говорить о земной славе и восхищении людей, то все это возникло вне зависимости от желаний имама и его соратников. Многие мыслители и личности мирового уровня признали национально-освободительную борьбу кавказцев под предводительством имама Шамиля исключительной, не имеющей аналогов. Нередки выводы такого рода: " Не было в мире полководца, как великий имам, шейх Шамиль "
• Муз. номер
2-Вед. О некоторых "земных" последствиях Кавказской войны выдающийся шамиловед Расул Магомедов пишет следующее:
"В ходе этой многолетней борьбы дагестанцы, как никогда прежде, ощутили себя единым народом с общей исторической судьбой, с большими духовными ценностями, живущими в общем доме - Дагестане. Это было настоящее обретение, осознание себя. Своей борьбой они добились от империи сохранения своих традиционных форм общественной жизни - общинного самоуправления и шариатского права вместо имперских законов, исконных форм делопроизводства на арабском языке, традиционных форм начального образования, свободы исповедания Ислама, свободы от воинской повинности, почти символического размера казенного налога в несколько раз меньше того, что платят крестьяне. Все это было закреплено в системе "военно-народного управления", охватывавшей горную часть Дагестана и другие населенные горцами земли Кавказа. Этим власти признали необходимость считаться со своеобразием страны, с особенностями и историческим наследием ее народов. Почти ни один народ, включенный в состав Российской империи "мирным путем", не имел подобных прав. Это означает, что горцы не получили их в подарок, а завоевали в ходе отчаянной полувековой борьбы. Так можно ли после этого считать эту борьбу "напрасной", а итог ее - безусловным поражением?"….
Джавтаева Хава-«Став после мученической смерти имама Хамзата новым имамом в 1834 году, Шамиль объединил почти все народы Дагестана под своей властью. В те годы он командовал армией, в которой было до шестидесяти тысяч воинов. Эти воины были лучшими на Кавказе. Шамиль — настоящий скульптор, желавший вылепить великий и красивый Дагестан. Его фигура сейчас удивляет своей величиной, многогранностью». Сатубалов Ахмед- «История Дагестана насчитывает много веков. В этой истории было много войн, возникало много религий, складывалось много государств и кочевых союзов. Было много героических страниц и много героев. Но, ни одно имя, ни один подвиг не могут сегодня сравниться в дагестанском сознании с именем Шамиля. Имя Шамиля воспринимается неоднозначно в Дагестане и в остальной России. Это и понятно, ведь жизненный путь этого человека прошел по линии векового продвижения России на юг и борьбы кавказских народов за независимость. На линии разрыва, фронта и ненависти был Шамиль. Его воины сражались с русскими. Это Шамиль годами удерживал неприступные горные крепости, отбивая атаки русских войск, громил русские колонны в ущельях, устраивал кровавые вылазки в тыл русским частям».
• Муз. номер.
ШАМИЛЬ
Из всех Кавказа страшных скал,
В каких опасность век таится,
Прочнее мир еще не знал,
Чем воля Шамиля-провидца.
Шамиль-то новый наш пророк,
Что сам борьбу возглавить смог
И гордо Николаю
Мистический гонец Аллаха
Сказал раскольнику без страха:
«Не дам без боя края».
Пост и священная молитва
Дают ему отвагу в битве
Не пасть смертям назло,
Над пулей и огнем смеяться,
Душой-бронею защищаться
И сохранять тепло.
В горах, что порождают гром,
Он укрепил очаг и дом
В стремнинах Дагестана,
Что средь природы вечной силы
Становятся чужой могилой
Незваного Титана.
В облаве армии враждебной
И ядр, что смертью неизбежной
Грозят ему в пещере,
Он лихо вдохновляет горцев,
По кратерам огня несется,
Мир, обновляя верой.
В моменты схваток рукопашных,
Подобно Эвменидам страшным,
И с ужасом в глазах
Горянки валуны вращают,
Родных детишек убивают,
Чтобы не жить в рабах.
Он с яркой рыжей шевелюрой
И с синим взглядом без прищура
Народ спас от бесчестья,
Оставил Север без защиты
И независимый, небитый
Несется в поднебесье.
И Запад поднялся стеною
Против царя с его мечтою
Наследный трон занять.
Султана и Европы наций
Границы будут укрепляться
За Шамилеву рать.
Начнется обновленья фаза
На склонах древнего Кавказа.
И Николай поймет,
Что честолюбие задето,
А Прометей - Шамиль сквозь лета
Ввысь ястребом взметнет.
Вед.
Когда в октябре 1859 г. Шамиля пригласили посетить Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге, ему были показаны книги на 22 языках, написанные о нем, изданные в разное время на русском, английском, шведском, датском, немецком, польском, венгерском, французском, голландском, итальянском, латышском и других языках. Видимо, это понравилось имаму, он долго рассматривал свой портрет, помещенный в одном английском издании. При прощании директор библиотеки спросил Шамиля, что ему более всего понравилось здесь.
«Осмотр мой, – отвечал имам, – был слишком быстр, чтобы я мог сказать, что здесь всего примечательнее, но более всего меня поразила возможность собрать в одном месте столько источников знания. ,».
Суть следующего конкурса заключалась в том, чтобы учащиеся могли отобразить то, что они понимают о Шамиле и его времени. Принявшие участие классы очень постарались, и мы не смогли оставить их труд без внимания. Для каждой работы мы нашли свою номинации.
• Муз. номер
1-Вед. Шамиль – романтик, философ, воин. Как горный орел, умевший видеть и высоту неба, и крутость гор, и глубину ущелий. Как сильный и внезапный ветер, как точная и яркая молния. Представляем вашему вниманию строки из письма очевидца, который видел, как сдавался Шамиль.
ЧАСТНОЕ ПИСЬМО О ВЗЯТИИ ШАМИЛЯ
«Мне страшно и даже совестно приниматься за такое бесконечное письмо; мы столько объехали и столько видели интересного в течении месяца, увенчавшегося самым благополучным, счастливым и блестящим окончанием экспедиции, что я боюсь оказаться совершенно неспособным передать как следует свои впечатления. Надо приняться за старое и вернуться к тому периоду экспедиции, когда еще все оставалось впереди, в неизвестном будущем, и я прошу не обращать внимания на формы моего слога, потому что перо мое слишком туго скользит по бумаге, чтобы поспевать за столпившимися в моей памяти фактами и свежими воспоминаниями. ….25 август 1859 год. Подъезжаем наконец к аулу, от которого отделены глубоким оврагом. Шамиль там! Останавливаемся на лесистом холме. В аул брошено несколько бомб, и кругом стоит на всех холмах, во всех оврагах 8.000 войска. За нами в лесу стоит цепь, потому что мюриды еще рыскают и прячутся по пещерам. Шамиль присылает своего приближенного Януса, чтобы удостоверится, здесь-ли сам главнокомандующий и вступить в переговоры. Ему ведено передать, чтобы он тотчас сам явился, что его жизнь, семейство и имущество обеспечены и что других условий нет. Шамиль говорит, что его убьют, если не удалят войска. Ему говорят, что этого быть не может. Проходит 1 час. - Шамиль не выходит. Генералы просят штурмовать аул; но К. Б. говорит, что хоть-бы до завтрого надо дождаться. Вдруг по всей горе грянуло восторженное, дикое "ура" - Шамиль выходит из аула, а за ним человек 60 вооруженных мюридов. На половине дороги мюридов останавливают, и Шамиля ведут одного, однако при оружии. Князь Барятинский жалел старика, крестился и благодарил Бога, что все так благополучно кончилось. Он сидел на скале, с протянутою на стуле ногою; мы все стояли возле, и кругом цепь драгун. Шагах в 6 остановили Шамиля. Лицо у него прекрасное. Рост мужественный, большая борода; он был в зелёном, и большой белой чалме с хвостом. Лицо было очень бледно, и губы его дрожали, но голос был тверд. Он стал припоминать старое, об том, что Русские его обманывали и что вероятно и теперь убьют. Его успокаивали и говорили, что неприлично и неосновательно так о Русских отзываться. Торжественно и странно было слышать этот разговор, иногда дерзкий со стороны Шамиля. Имам в наших руках не сон-ли это! Он заговорил о Турции и об обещании его туда отпустить. - "Я тебя звал к, себе" - сказал ему Князь Барятинский - "и предлагал тебе условия. Ты не поверил, теперь я пришел к тебе, и условий быть не может, а ты можешь только надеяться на милость твоего государя". Потом опять уверил его, что его жизнь и семейство в безопасности.
• Муз. номер. 2-Вед Большой интерес представляет оценка западноевропейскими историками, специалистами деятельности и личности Шамиля. Известный немецкий путешественник говорил об огромной роли Шамиля в объединении горцев Северного Кавказа, в создании государственного строя.
Другой историк отмечал заслуги Шамиля не только в роли полководца, но и в качестве руководителя государства, законодателя, духовного главы. Даже те из авторов, которые считали завоевательную политику русского царизма правильной, были вынуждены признать Шамиля храбрым, мудрым, талантливым человеком, достойным предводителем горцев.
Шираева Калимат-Отрывок из поэмы «Уздень»
«Тогда со стороны имама к русским послали Юнуса Чиркеевского… Вернувшись, Юнус принес известие о том, что русские хотят, чтобы имам прибыл к наместнику для устных переговоров с ним и чтобы он сообщил наместнику о своем положении и пожеланиях».
- Ждут мира, вечным пламенем объяты,
Отечество и сердце. Посему
Врагу поверим вновь, но в аманаты
На этот раз я сам пойду к нему,
Опять поверив на слово, но слово
Последнее – за мной. А если к нам
Старуха-Ложь стучится в платье новом,
Да разве я – последний ваш имам!
Придет другой, и будет все, как прежде.
Я стар, что остается старикам!
Юнус, пойдешь со мною. Вся надежда
На твой кинжал…
- На мой кинжал, имам!
- Жди знака, чтоб спасти от униженья
И честь мою, и прожитую жизнь.
Вздохну я грудью – в это же мгновенье
Бей в сердце мне, Юнус, не промахнись!
Не обережены мы от подвоха,
Случись ему - не дай упасть мне ниц
Живым.
Итак, запомни, после вздоха
Бей в сердце мне, Юнус, не промахнись…»
Муз. номер.
2-Вед-Признавая Шамиля выдающимся военачальником и государственным деятелем, общественность России и Европы желала иметь его изображение, знать, как выглядит этот загадочный горец из Дагестана. Откликаясь на это, художники России и других стран создавали портреты Шамиля, руководствуясь лишь заочным, часто эмоциональным представлением о нем.
После пленения, по пути в Санкт-Петербург, в Чир-юрте была сделана вынужденная трехдневная остановка, где в то время квартировал 44-й Нижегородский драгунский полк. Остановились в доме командира полка графа Ивана Григорьевича Ностица.
Перед отъездом Ностиц начал уговаривать имама позировать ему. Шамиль не понимая, чего от него хотят (даже с помощью переводчика) однако согласился, не желая обидеть гостеприимного хозяина. Карета была уже готова для отъезда, времени было мало. Шамиль сидел неспокойно : тревожно озирался, постоянно брался за рукоять кинжала и поэтому, к большой досаде фотографа несколько фотопластинок было испорчено».
Рамазанов Мухамедамин-Воспоминания графа Ностица:
«Надо ли говорить, что обстановка спешности мне очень мешала. Вскоре я сам начал нервничать. Однако уже твердо для себя решил: имам не покинет моей квартиры не оставив на стекле своего изображения. Но второпях, оказывается, я долго не замечал, что лицо Шамиля во время съемок выражало далеко не дружелюбное ко мне расположение, а его кинжал уже вытащен был до половины. Принес я из лаборатории новое стекло, заложил в камеру - и опять неудача: во время фотографирования имам неожиданно повернул голову. Ну, словом, надо было готовить новую пластину. Но на этот раз, идя в лабораторию, я случайно обернулся назад и увидел перед собой картину отнюдь не мирного свойства: из-за кустов и каменной ограды моего сада, нисколько не таясь, высовывались драгуны с ружьями в руках. Что ж, их можно было понять. Драгуны были старослуживые, многие из них по десятку лет и более прослужили на Кавказе, участвовали в штурмах Ахульго, Дарго, Чоха, но никогда не видели «повелителя гор и борца за веру, о котором столько наслышаны. И вот сейчас такой случай представился. Ну, конечно же, драгуны с ружьями и смущают больше всего Шамиля, - догадался я, и, извинившись перед имамом, мгновенно удалил их всех. Шамиль, верно, тоже поняв, что эпизод с драгунами - какое-то нелепое недоразумение, успокоился, и я, наконец, смог без особого труда снять с него портрет.
Сразу же после съемки, пригласив Шамиля и его сына в свою лабораторию, я начал в их присутствии обрабатывать пластину. Постепенное появление своего изображения на стекле очень поразило Шамиля, хотя он старался как-то скрыть это свое удивление. Зато Гази Магомед не выдержал и от радости, высоко вскидывая руки, начал отплясывать лезгинку. Я испугался, как бы длинными рукавами своей черкески он не свалил случайно на голову отцу какую-нибудь банку с азотной или серной кислотой. В темноте начал искать дверь, чтобы вытолкнуть Гази Магомеда из лаборатории, но второпях никак не мог найти».
• Муз. номер.
2. Вед-У Шамиля было 10 детей.
5 сыновей: Джамалудин, Гази-Мухамад, Саид, Мухаммад-Шапи и Мухаммад-Камиль.
5 дочерей: Написат, Патимат, Нажабат, Баху-Меседу, Софият
Воевал Шамиль до шестидесяти лет, из них двадцать лет будучи имамом. В 1853 году, во время Балканской войны, когда Россия была ослаблена и Шамилю обещали военную помощь турки, имам поверил, что настал час победы. Его победоносное нашествие на Грузию почти уже предвещало скорый успех. Но все сложилось иначе. Сила русского оружия победила. Шамиль с немногими уцелевшими и преданными бойцами был блокирован большой русской группировкой генерала Барятинского в горном селении Гуниб. Оборона дерзких горцев была сломлена огнем артиллерии и натиском пехоты. Сам Шамиль укрылся в мечети, где уже затягивал на себе "пояс смерти", готовясь покинуть поле боя, как подобает герою. Но судьба и здесь сделала исключение для своего любимца. Князь Барятинский успел его взять в плен живым. Но Шамиль не был предан позору. Россия обошлась с плененным имамом очень уважительно.
В память об Имаме Шамиле :
• Проспект имама Шамиля - с 1997 года название проспекта Калинина г. Махачкала;
• Шамильский район - с 1994 г. название Советского района Дагестана;
• Шамилькала - с 1990 г. название поселка гидростроителей Светогорск в Унцукульском районе;
• колхоз имени имама Шамиля - колхоз с. Аргвани Гумбетовского района;
• проспект имама Шамиля - проспект в г. Кизилюрт
• улица Шамиля - улица в г. Избербаш
• Танковая колонна «Шамиль» - действовавшая в составе частей Красной армии в годы Великой Отечественной войны.
• Муз. номер
1-Вед. Проведение мероприятий посвящённой памяти Имама Шамиля в нашем лицее стало уже давно традицией. Но таких открытых вечеров с привлечением, таких важных гостей ещё не было. И я, надеюсь, что это будет не единичный вечер, а тоже станет нашей доброй традицией.
Ведь и сегодня Шамиль продолжает волновать ученых, поэтов, писателей, художников, политиков. Слово об имаме Шамиле еще впереди, а поэтому история человека-легенды еще не дописана.
Спасибо всем за внимание!
Присутствовали 26уч.
Участвовали 11уч.