Замятина Ольга
Возрастные особенности психологического развития детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пятилетний ребенок вступает в старший дошкольный возраст, важнейший
период формирования личности.
У ребенка появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему понимать прошлое и будущее,накапливать знания о росте и развитии в мире живой природы, о процессах изготовления какой-либо вещи, приготовлении блюда и т. п. Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, каким он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал. Логически выяснение подробностей своей биографии приводит к вопросу "Откуда я Именно в этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребенка с его семейным (генеалогическим) деревом, воссоздавать историю его семьи. Выделяйте свободное время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним "о жизни", выяснить, какие проблемы волнуют его ум и душу. Пятилетний возраст - возраст идентификации со взрослыми того же пола, что и сам ребенок. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики - мужчин. Дети шестого года уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать
Публикация «Возрастные особенности психологического развития детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается
организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали
деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от
имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа два способа конструирования :
1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок
«достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными
деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок
подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают
величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до
десяти различных предметов.
Однако, дети могут испытывать трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. В различных ситуациях восприятие представляет
для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно
учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во
взаимодействие, т. д. Однако, подобные решения окажутся правильными только в том
случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них
можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе
наглядного моделирования; комплексные представления детей о системе признаков,
которыми могут обладать объектов, а также представления, отражающие стадии
преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности
изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и
уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии
и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой
словесно-логического мышления. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако
начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так,
например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два
признака.
В качестве примера можно привести задание: детям предлагается выбрать самый
непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два
квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если
показать на какую-либо из фигур и попросить ребенка назвать самую непохожую на
нее фигуру, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить
логическое умножение. Как показали исследования отечественных психологов, дети
старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные
объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного
опыта. К числу источников положительных эмоций у некоторых детей добавляется
радость познания и преодоления трудностей при решении задач. Удовольствие от
преодоления интеллектуальных трудностей сродни гордости от преодоления
физических.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет
активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его
активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких
эмоциональных реакций ребенка на красоту окружающего мира. В этом возрасте дети
чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и непосредственный
восторг от созерцания яркого пейзажа - желто-красного осеннего леса, ослепительной
белизны первого снега, бескрайнего простора синего моря, красивой музыки,
балетного спектакля. Важно создавать условия, в которых дети будут получать эти
яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления.
Совершенствуется речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно
воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический
слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой
игре и повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети
используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Богаче становится лексика, активно используются синонимы и антонимы. Развивается
связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не
только главное, но и детали.
Поскольку сфера его интереса - взаимоотношения людей, он начинает более
тонко воспринимать нюансы их душевного состояния и отношения к нему и друг к
другу. Именно реальные отношения становятся главными источниками радостей и
печалей ребенка. Теперь ребенок "обливается слезами" не только над вымыслом, но ив связи с размышлениями о том, нравится ли он мальчику, с которым хочет дружить,
или девочке, в которую влюблен, любит ли его на самом деле его мама или отец, добра
ли в действительности воспитательница и т. п.
Пятилетний ребенок может плакать от жалости к бродячей собаке или нищему.
Он может сопереживать чувствам и состоянию другого. Он умеет увидеть и понять их.
Теперь ребенок отличает живые существа, которые, как и он сам, могут чувствовать
боль или радость, от неживых предметов, у ребенка появляются устойчивые чувства и
отношения.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой
деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием
изобразительной
деятельности,
применением в конструировании обобщенного способа обследования образца.
Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления
сопровождается
освоением
мыслительных
представления, комплексные представления, представления о цикличности
изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение,
произвольное внимание, речь, образ Я.
Осваивая новые сферы деятельности, требующие произвольного контроля
поведения, дети учатся владеть своими эмоциями. Это психологическое приобретение
шестого года жизни.