Павлова кас
Возрастные особенности и уровень развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
1.2. Возрастные особенности и уровень развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Возрастные особенности — это комплекс физических, позна-вательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста [Смирнов С. Д., 1999].
Публикация «Возрастные особенности и уровень развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений, что является свидетельством развития у старших дошкольников отвлеченного мышления. Проанализировав работы психологов и методистов в данной области, можно выделить следующие особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста :
1. Звуковая культура речи : дети возраста 5-6 лет способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные; дифференцируя их в речи, они закрепляют трудные звуки в произношении; отчетливая речь становится нормой для пятилетнего дошкольника не только во время специальных занятий с ним, но и в повседневной жизни; у детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух; они могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки; дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: читают стихи грустно, весело, торжественно; в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями; старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и так далее; умеют уже пользоваться темпом речи : говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах; дети пяти лет могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия : неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.
2. Грамматический строй речи : речь детей пяти лет насыщается словами, обозначающими все части речи; в этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием; в старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов; пятилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи, правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов; дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс; у детей пяти лет появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь; в этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
3. Лексическая сторона речи : к пяти годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные; дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку; развивается смысловая сторона речи : появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
4. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка) : дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы; дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку; кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы; иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно; дети пяти лет уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и тому подобное; дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ-инсценировку по набору игрушек; в диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания; наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение); в процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
Исследования А. М. Бородич [5], О. С. Ушаковой [46], показали, что детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными средствами художественной выразительности вполне им доступно. Разумеется, никаких логических определений и терминов детям при этом не дается.
Известно, что самыми распространенными изобразительными средствами языка являются так называемые тропы - приемы изменения основного значения слова. Они помогают автору по-новому показать самые обычные предметы (хотя далеко не всегда художественная речь бывает украшена тропами, так как это не обязательный ее признак). Тропы бытуют в общенародной речи, и возможности создавать их, т. е. комбинировать слова, создавать новые сочетания слов, безграничны. Простейшие виды тропов могут быть доступны пониманию старших дошкольников.
Исследования психологов (Л. С. Выготский, А. Н, Гвоздев и др., методистов (М. М. Алексеева, А. М. Бородич, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, О. С. Ушакова, Д. Б. Эльконин, В. И. Яшина и др.) показали, что старшие дошкольники свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательными, вопросительными и восклицательными интонациями. Речь старших дошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов. К. И. Чуковский называл это особым «языковым чутьем» [53,112].
В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи : появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
Согласно исследованиям А. Н Гвоздева [11], А. А. Леонтьева [19], А. А. Люблинской [21], Д. Б. Эльконина [55] мышление и восприятие старших дошкольников находятся на таком уровне, который позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности.
С. Л. Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями, инверсиями – нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т. д., – словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность [30,495].
Исследования С. Л. Рубинштейна показали, что для маленького ребенка выразительные моменты являются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение.
В старшем дошкольном возрасте импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, и непроизвольная выразительность ее снижается. Однако старшие дошкольники, по мнению Рубинштейна, способны к так называемой сознательной выразительности. Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте важно использовать произведения художественной литературы, в том числе устное народное творчество [30,518].
Развитие образности как важной характеристики связной речи С. Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал, что как ни существенна для речи связность ее построения, "проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности,. так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли" [30,523].
Так, всякая метафора выражает общую мысль и в то же время вносит новые оттенки в эту мысль и содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи : метафоры, аллегории, сравнения – это специфические средства выражения различного смыслового содержания.
Исследования Р. П. Боша [6], Л. М. Гурович [13], Н. А. Орлановой [25], О. С. Ушаковой [45], С. М. Чемортан [52] показали, что возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и в использовании этих средств, в своей речи велики. Здесь большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых.
Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. О. С. Ушакова говорит о том, что основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий [43,94].
С. Л. Рубинштейн считал, что если в процессе воспитания ребенка образность (выразительность) речи не развивается и для этого не создаются необходимые условия, то "кривая развития выразительной речи у детей принимает характер западающей кривой. Это западение приходится на тот период, когда первоначальная непроизвольная выразительность, встречающаяся в речи маленьких детей-дошкольников, особенно младших, спадает, а основанное на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность, еще не развито; речь детей в этот период, при таких условиях, становится по большей части маловыразительной". Поэтому, по мнению С. Л. Рубинштейна, необходимо развивать образность (выразительность) речи для сознательного пользования речевыми средствами. А для этого нужно проводить большую и тщательную работу [30].
Как доказано А. М. Леушиной и другими исследователями, эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм образности (выразительности) речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания [51].
Некоторые особенности развития образной речи детей отмечала Н. С. Карпинская. Она подчеркивала недостаточную осознанность и неустойчивость образной детской речи : "Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле". Поэтому очень важно научить ребенка образности речи и включить в его деятельность элемент сознательности, преднамеренности [16,81].
О. С. Ушакова отмечает, что развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием, образности так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь она говорит о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, т. е. основная задача - не только понимать образность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства образности в своей речи [43,94].
О. С. Ушакова считает умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально-выразительный подтекст высказывания очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом. Это умение становится доступным детям в старшем дошкольном возрасте [43].
Н. В. Гавриш изучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц [46].
Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О. М. Дьяченко. Раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения – "опредмечивающий" и образ "включение". Сначала ребенок расчленяет не членимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию [14,101].
Как уже отмечалось, важнейшей особенностью словесного творчества старших дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всего видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образности речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
У детей старшего дошкольного возраста имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения).
Дети старшего дошкольного возраста владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умеют использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы. Исходя из того, что дети в старшем дошкольном возрасте способны овладеть образными средствами языка, и наличием этих средств образности в русских народных сказках, загадках, пословицах, поговорках.