Ирина Валерьевна Зверева
Краткосрочный проект «Светит солнышко в окошко» для детей 3–4 лет
Актуальность
Дети в возрасте 3-4 лет в начале нового сезона нередко затрудняются ответить не вопрос, какое время года наступило. Особенно это происходит в начале весны, когда ещё снег не весь растаял, когда по утрам наблюдаются морозы, и солнце ещё не очень припекает, когда водоёмы ещё не освободились полностью ото льда. Помочь им заметить весенние изменения в природе могут ежедневные наблюдения: солнышко светит ярче и теплее, снег тает, в результате чего образуется капель и с крыш домов свисают сосульки. Ну, дальше солнце уже припекает, снега не остаётся, день становится длиннее, появляется первая зелёная трава и весенние первоцветы…
Публикация «Краткосрочный проект „Светит солнышко в окошко“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
Очень важно показать детям изменения, происходящие в природе с наступлением нового времени года, научить их узнавать каждый новый сезон по тем или иным признакам, уметь давать им характеристику.
Цель проекта :
Формировать интерес у детей к природным явлениям весной.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания детей об окружающем мире;
- дать детям представления об особенностях весны и весенних явлениях;
- закрепить знания детей об изменениях, происходящих в природе в это время года;
- пополнять и активизировать словарь детей.
Развивающие:
- развивать творческие и познавательные способности воспитанников;
- развивать связную речь детей;
- развивать умение наблюдать за объектами и делать выводы;
- развивать мышление, коммуникативные навыки;
- расширять кругозор воспитанников;
- развивать мелкую моторику рук через изобразительную деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство прекрасного, их нравственные и духовные качества во время общения с природой;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тип проекта : краткосрочный.
Вид проекта : познавательно-информационный.
Сроки реализации проекта : одна неделя апреля.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей : 3-4 года
Методы и формы работы, направленные на реализацию проекта :
1. Определение темы, постановка цели и задач.
2. Определение методов и приёмов работы.
3. Подбор методической и художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок, иллюстраций;
4. Подготовка материалов для художественного творчества;
5. Составление перспективного плана.
Ожидаемые результаты:
Ожидается, что в результате работы по проекту :
- у детей расширятся и обогатятся знания об окружающем мире, таких природных явлениях, как яркое и тёплое солнце, появление первоцветов, прилёт перелётных птиц и т. д. ;
- обогатится словарный запас воспитанников;
- произойдёт развитие познавательных и творческих способностей;
- увеличится заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Этапы работы над проектом :
I этап. Подготовительный
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Составление плана на неделю, выбор форм работы.
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игровой деятельности.
- Подбор иллюстраций, литературы, методического и демонстрационного материала для проекта.
Работа с родителями:
- Ознакомление с проектом и его назначением.
- Изготовление скворечников.
II этап. Основной
- чтение художественной литературы:
1. А. Плещеев «Сельская песня», «Весна».
2. А. Барто «Кораблик».
3. С. Я. Маршак «Март», «Зеленая страница».
4. Р. Сеф «Зайчик».
5. И. Токмакова «Весна».
6. М. Клокова «Зима прошла».
7. русская народная сказка «Заюшкина избушка».
8. Потешки, песенки о весне.
9. О. Высотская «Одуванчик».
10. И. Ревю «Детская сказка о весне».
11. Г. Ладонщиков «Медведь».
- чтение стихов: Н. Радченко «Зиме конец», С. Бахрушина «Плачет сосулька», С. Цапаева «От сугробов меньше тень», А. Максакова «Звонко капает капель», А. Аболь «Заревел медведь в берлоге», А. Тесленко «Солнце выше все и жарче», Р. Маскаева «Пора забыть о валенках».
- беседы на тему «Изменения в окружающем мире с приходом весны»;
- наблюдения на прогулке за весенними цветами, за деревьями и кустами, за птицами;
- рассматривание тонкого льда на лужах по утрам;
- рассматривание альбомов и иллюстраций в книгах;
- рисование на тему «Солнышко под окошком»;
- дидактические игры;
- отгадывание загадок.
III этап. Заключительный
Оформление выставки рисунков «Золотой луг»
Результаты реализации проекта :
- у детей расширились и обогатились знания об окружающем мире, таких природных явлениях, как весенняя капель, набухание почек на деревьях и кустарниках, появление весенних первоцветов;
- обогатился словарный запас;
- произошло развитие познавательных и творческих способностей воспитанников;
- увеличилась заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Используемая литература
….1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» М. : Наука, 2010;
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации под редакцией Л. Н. Прохоровой М., АРКТИ 2005;
3. Н. В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» СПб: Детство-Пресс, 2015;
4. Т. Н. Лукина «Сборник опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» (Армавир, 2019).
5. ПРОСВЕЩЕНИЕ. Речевое развитие детей 3-4 лет. Методическое пособие для воспитателей. Гризик Т. И.
6. Электронная библиотека Светлана Теплюк «Занятия на прогулке с малышами». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет.
7. Алябьева Е. А. Игры-забавы на участке детского сада. М., 2016.
9. Алябьева Е. А. Природа. Беседы и сказки для детей. М., 2015
10. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2008
11. Гризик Т. И. Познаю мир. М., 2000
12. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Метод. пособие. М., 2016
13. С сайтов Интернета.