Негодяева Анна
Возрастные особенности и психология детей 1–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности и психология детей 1-3 лет.
Физиология
1 год. Ребенок неустойчиво стоит на широко расставленных ногах, при ходьбе раскачивается из стороны в сторону. У малыша относительно длинное туловище, большая голова (1/5 от общей длины тела, короткие ноги. Цент тяжести выше, чем у взрослого. Недостаточное развитие свода стопы.
С первой половины 2-го года малыш может начать проситься на горшок.
Публикация «Возрастные особенности и психология детей 1–3 лет» размещена в разделах
2года. Основные приобретения за этот период: овладение прямой походкой; развитие предметной деятельности (манипулирует с предметами, овладение речью; намечаются необходимые изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный).
2-2,5 года окончательно прорезываются молочные зубы (всего 20).
С 2 до 3 лет происходит быстрое окостенение конечностей, однако кисти рук еще сохраняют хрящевое строение.
Совершенствуется работа систем кровообращения и дыхания: замедляется частота пульса, увеличивается количество крови, которое сердце выбрасывает в 1 удар, увеличивается объем легких; дыхание в возрасте 2-3 года частое, неровное, поверхностное.
Движения: ходьба, лазание, бег, метание.
Нервная система: повышается ее работоспособность, нервные клетки, не так утомляются, поэтому малыш уже может бодрствовать до 6 часов без перерыва.
Развитие психики и познавательной деятельности.
На развитие психики ребенка 1-3 лет влияют:
1. Овладение прямой походкой. Овладение ходьбой развивает способность ориентироваться в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояний и пространственного расположения предметов. Приближаясь к предмету, на который смотрит ребенок, он начинает понимать направление и удаленность.
2. Развитие предметных действий - овладение способами обращения с предметами как это принято в обществе. Ребенок учится у взрослых постоянному назначению вещей. Предметы, окружающие малыша (мебель, одежда, посуда, игрушки и т. д.) имеют определенное значение в мире людей. Это значение вещей малыш постигает в раннем детстве. Соотнося предметы между собой, орудуя ими, ребенок наибольшим образом способствует развитию психики. Начинают проявляться новые виды деятельности6 игра и продуктивные (рисование, лепка, конструирование). Малыш накапливает впечатления, что способствует развитию речи.
Память.
В начале 2-го года малыш узнает знакомых людей, даже если он их не видел несколько недель, хорошо вспоминает события недельной давности, хорошо ориентируется в расположении комнат в квартире и предметов в них. Выходя на улицу сам подходит к месту, где недавно играл.
К концу 2-го года узнавание более совершенно. Помнит события трехмесячной давности. На 3-м году жизни малыш может вспомнить события, происходившие с ним 6 месяцев назад (например, летом вспоминают зимние события).
Внимание непроизвольно.
Особенности нервной системы ребенка таковы, что он не может долго концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Однако по сравнению с более ранним возрастом внимание становится более устойчивым. В 1 год может удерживать внимание на одной игрушке 10 минут, в 3 года- примерно 30 минут, а если сильно заинтересовался, то может быть трудно отвлечь и через полчаса. Трудно привлечь внимание к предмету, который малыша не интересует. Очень важно в этом возрасте побуждать ребенка чем-то заняться, вызывать его интерес, но не принуждать.
В возрасте 1-3 года активно развивается воображение (например, малыш скачет на палке, как на лошади).
Восприятие крайне не совершенно.
Ребенок в 1 год неспособен последовательно рассматривать предмет и выяснять его свойства.
Обычно малыш выделяет только один признак, который бросается в глаза. Например, усвоив слово «пти» (птичка) малыш начинает называть так все предметы, у которых есть что-то похожее на клюв.
К концу 3-го года, ребенок усваивает 5-6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).
Наибольшее влияние на развитие интеллекта оказывают действия с предметами (орудиями) : соотнесение предметов между собой (например, складывание пирамидки, употребление орудий (например, кушает ложкой).
Малышу свойственна повышенная эмоциональность.
Мышление.
Развиваются наглядно действенное и наглядно образное мышление. Зарождаются обобщения. Ребенок начинает усваивать знаки, однако они пока разобщены, не связаны между собой.
В возрасте 1-2 лет ребенок начинает активно экспериментировать методом проб и ошибок, использовать разные способы действия с предметами. Например, заметив направление, в котором упал предмет, малыш его будет бросать снова и снова разными способами и смотреть на результат. Закатившуюся вещицу ребенок будет также доставать разными способами : с помощью веревки, палки, ложки и т. п.
В раннем возрасте взрослого может содействовать развитию наглядно-действенного мышления. Взрослый может подсказать ребенку выход из ситуации не только действием, но и словом. Например, если малыш настойчиво тянет коробку через прутья кровати, взрослый может дать только словесную инструкцию: «Поверни коробочку, тогда она пройдет».
Речь.
До 1,5 лет речь развивается медленно (ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов) и употребляется редко. После полутора лет - резкий перелом : малыш начинает требовать называть предметы, произносит слова, которые эти предметы обозначают.
2-й и 3-й годы жизни ребенка - сенситивный период в усвоении речи. Развитие происходит в двух направлениях: совершенствуется понимание малышом речи взрослых; складывается собственная активная речь. Если в этот период происходит задержка в развитии речи, то позже наверстать упущенное очень сложно.
Вторая половина 2-го года – переход к активной, самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладении собственным поведением.
К концу 2-го года начинается развитие двухсловных, а затем многословных предложений, внутри которых с 2-х лет начинается согласование всех слов предложения. К 3-м годам малыш в основном правильно применяет падежи. Примерно в это же время ребенок начинает сознательно контролировать правильность своих высказываний и речи других людей.
На 3-м году жизни у ребенка меняется понимание речи взрослого человека. Малыш к этому возрасту не только понимает отдельные слова и способен выполнить действие по просьбе взрослого, но и начинает слушать любые высказывания взрослого, которые не направлены непосредственно на него. Ребенок начинает слушать и понимать сообщения, которые выходят за рамки ситуации его общения с взрослым. Это дает малышу возможность использовать речь, как средство познания мира, недоступного непосредственному опыту ребенка.
Словарный запас:
1 год- 10-20 слов;
1,5 года- 30-40 слов;
2 года - до 300 слов;
3 года- 1200-1500 слов.
С появлением речи становятся шире возможности общения малыша с взрослыми. Появляются отношения сотрудничества.
Возраст 1-3 года – критический, потому что в этом возрасте на основе овладения речью происходит переход от естественного к социальному типу развития и создаются предпосылки для формирования личности.
Игра.
В 2-3 года заметное место начинает занимать игра.
Примерно в 1г. 3 месяца малыш в игре выполняет не только показанные взрослым действия, но и те, которые наблюдал ранее сам: прижимает куклу, целует ее, моет, укладывает спать ; начинает «есть «из пустой чашки, пишет палочкой на столе, «читает».
Приблизительно в 1 год и 5 месяцев происходит скачок: ребенок начинает делать из предметов заместители. Например, хочет умыть куклу, а мыла нет, малыш делает мылом кубик.
После 1 года, ближе к полутора лет ребенок делает свои первые рисунки: каракули. Причем малыш их как-то называет. К 3-м годам ребенок рисует человека в виде «головонога» (голова, шея, 2 ноги).
Рисование хорошо развивает воображение и творчество.
У ребенка 1-3 лет сильно развит интерес к окружающему миру. Желание знать «что это такое» должно замечаться и поощряться родителями.
В период от 1 года до 3х лет развитие мозга и психики ребенка не просто быстрое, а стремительное. От того, сколько времени внимания и возможностей для развития предоставляют родители, зависят интеллектуальные способности малыша в дальнейшем.